Бертран Рассел - британский философ. Он является одним из величайших философов двадцатого века, блестящим математиком, логиком, эссеистом и решительным моралистом, популяризировавшим философию. За свою жизнь он написал очень много работ. На протяжении всей своей жизни он демонстрировал необычайную ясность и непримиримую логику. Он был прежде всего человеком, который имел мужество отстаивать свои убеждения.
Жизнь и деятельность
Бертран Артур Уильям Рассел знаменит работой в области математической логики и аналитической философии. Его наиболее влиятельный вклад включает в себя отстаивание логизма (мнение о том, что математика в каком-то важном смысле сводится к логике). Он усовершенствовал исчисления предикатов Готлоба Фреге, которое все еще составляет основу большинства современных систем логики. Занимался защитой нейтрального монизма (мнение о том, что мир состоит только из одного типа вещества, которое не является ни исключительно ментальным, ни исключительно физическим); разработал теории определенных описаний, логического атомизма и логических типов.
Вместе с Г. Е. Муром Рассел признан одним из главных создателей современной аналитической философии. Его знаменитый парадокс, теория типов и работа с А. Н. Уайтхедом над «Принципами математики» активизировали изучение логики на протяжении всего двадцатого века.
В течение долгой карьеры он также внес значительный вклад в развитие многих других наук, включая этику, политику, теорию образования, историю идей и религиоведение, игнорируя наставление Гука Королевскому обществу против «вмешательства в Божественность, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику и логику». Кроме того, поколения читателей воспользовались его многочисленными популярными трудами по широкому кругу тем, как в гуманитарных, так и в естественных науках. Подобно трудам Вольтера, с которым он сравнивался, его работы были наполнены остроумием, стилем, и имели огромное влияние.
Краткая биография
Полное имя философа – Бертран Артур Уильям Рассел, 3-й граф Рассел из Кингстон Рассела, виконт Амберли из Амберли и Ардсаллы. Родился 18 мая 1872 года (Треллек, Монмутшир, Уэльс); умер 2 февраля 1970 года (Пенрингудрит, Мерионет). Рассел – основополагающая фигура в аналитическом движении в англо-американской философии и лауреат Нобелевской премии по литературе в 1950 году. Его вклад в логику, эпистемологию и философию математики позволил ему стать одним из передовых философов XX века. Однако для широкой публики он был наиболее известен как сторонник мира и как популярный писатель по социальным, политическим и моральным вопросам.
Во время долгой, продуктивной и часто бурной жизни он опубликовал более 70 книг и около 2000 статей, четыре раза женился, стал участвовать в бесчисленных публичных спорах и был почитаем по всему миру.
Ранние годы
Философ родился в Равенскрофе, на родине родителей, лорда и леди Амберли. Его дед, лорд Джон Рассел, был младшим сыном 6-го герцога Бедфорда. В 1861 году, после долгой и выдающейся политической карьеры, в которой он дважды служил премьер-министром, лорд Рассел получил признание от королевы Виктории, став первым графом Расселом. Бертран стал третьим графом Расселом в 1931 году, после того как его старший брат Фрэнк умер бездетным.
Ранняя жизнь его была омрачена трагедиями и утратами. К тому времени, когда ему было шесть лет, его сестра Рахиль, его родители и его дед умерли, а он и Фрэнк остались на попечении бабушки, графини Рассел. Хотя Фрэнка отправили в Винчестерскую школу, Бертран получил частное образование дома, а его детство, к его более позднему большому сожалению, проводилось в значительной степени изолировано от других детей. Рано развитый интеллектуально, он с самого начала погрузился в математику и начал изучать евклидову геометрию в возрасте 11 лет.
Первые работы
Первый труд по философии Бертрана Рассела был написан им в юности. Эта работа содержала скептические сомнения, заставившие его отказаться от христианской веры, в которой его воспитывала его бабушка.
В 1890 году изоляция Бертрана подошла к концу, когда он поступил в Тринити-колледж при Кембриджском университете, для изучения математики. Там, благодаря своему членству в знаменитом скрытом студенческом обществе Апостолов, членами которого были некоторые из самых влиятельных философов того времени, он нашел друзей. Со многими из них он сохранил отношения на протяжении всей жизни.
Вдохновленный обсуждениями с этой группой, он отказался от математики ради философии и получил стипендию в Тринити-колледже на основе тезиса «Эссе об основах геометрии», пересмотренный вариант которого был опубликован в качестве его первой философской книги в 1897 году. В этой работе была представлена сложная идеалистическая теория Бертрана Рассела, которая рассматривала геометрию как описание структуры пространственной интуиции.
В 1896 году Рассел опубликовал свою первую политическую работу о немецкой социал-демократии. Несмотря на симпатию к реформистским целям германского социалистического движения, он высказал некоторые резкие и критические замечания о марксистских догмах. Книга была написана частично как результат визита в Берлин в 1895 году с его первой женой, Алисой Пирсал Смит, на которой он женился за год до этого. В Берлине Рассел сформулировал амбициозную схему написания двух серий книг, одну – по философии наук, другую – по социальным и политическим вопросам. «Наконец, - сказал он позже, - я бы достиг гегелевского синтеза в энциклопедической работе, в равной степени работающей с теорией и практикой». Вскоре после окончания своей книги по геометрии он отказался от метафизического идеализма, который должен был стать основой этого великого синтеза.
Увлечение Рассела идеализмом обычно приписывается влиянию его друга и соотечественника, члена общества Апостолов, Г. Е. Мура. Тем не менее гораздо большее влияние на его мысль в то время оказала группа немецких математиков, в которую вошли Карл Вейерштрасс, Георг Кантор и Ричард Дедекинд, работа которых была направлена на то, чтобы обеспечить математику набором логически строгих основ. Для Рассела их успех в этом начинании имел огромное философское и математическое значение; действительно, он назвал его «величайшим триумфом, которым должен обладать наш век». После знакомства с этим трудом Бертран отказался от всех остатков своего прежнего идеализма и принял точку зрения, которой должен был придерживаться для остальной части его жизнь. Именно анализ, а не синтез был самым верным методом философии, и поэтому всякое великое системное построение предыдущих философов было неверно воспринято. Отстаивая эту точку зрения, он оказал глубокое влияние на всю традицию англоязычной аналитической философии, завещав ей свой характерный стиль, метод и тон.
«Принципы математики»
Вдохновленный работой математиков, которыми он так сильно восхищался, Бертран Рассел задумал продемонстрировать, что математика не только имеет логически строгие основы, но также и то, что она была в целом не чем иным, как логикой. Философский случай для этой точки зрения был подробно изложен в «Принципах математики» (1903). Там он утверждал, что вся математика может быть получена из нескольких простых аксиом, которые не использовали специально математических понятий, таких как число и квадратный корень, но, скорее, ограничивались чисто логическими понятиями, такими как суждение и класс. Таким образом, можно показать, что истины математики не могут быть защищены от сомнений, они также могут быть освобождены от любой степени субъективности, такой как субъективность, связанная с ранним кантианским взглядом философа о том, что геометрия описывает структуру пространственной интуиции. В конце своей работы над «Принципами математики» Бертран обнаружил, что в своей логистической философии математики он был предсказан немецким математиком Готлобом Фреге, чья книга «Основы арифметики» (1884) содержала, как он сам выразился, «многие вещи, которые, как я полагал, я придумал». Философ быстро добавил приложение к своей книге, в котором обсуждал работу Фреге, признал ранние открытия Фреге и объяснил различия в их понимании природы логики.
Парадокс Рассела
Трагедия интеллектуальной жизни этого выдающегося философа заключается в том, что чем глубже он думал о логике, тем более его возвышенное представление о ее значении оказывалось под угрозой. Он сам описал свое философское развитие после «Принципов математики» как «отступление от Пифагора». Первым шагом в этом отступлении было его открытие противоречия, теперь известного как Парадокс Рассела - в самом сердце системы логики, на которой он надеялся построить всю математику. Противоречие возникает из следующих соображений: некоторые классы являются самими членами (например, классом всех классов), а некоторые не являются (например, классом всех людей), поэтому мы должны иметь возможность построить класс всех классов, которые не являются самими собой. Но теперь, если мы спросим об этом классе «Является ли он членом самого себя?», мы путаемся в противоречии. Если это так, то это не так, и если это не так, то это так. Это, скорее, похоже на определение деревенского парикмахера как «человека, который бреет всех тех, кто не бреет себя», а затем спрашивает, берет ли сам себя парикмахер или нет.
Преодоление парадокса
Сначала этот парадокс казался тривиальным, но чем больше Бертран размышлял над ним, тем глубже казалась проблема, и в конце концов он был убежден, что в понятии класса есть что-то принципиально неправильное, как он это понимал в «Принципах математики». Фреге сразу заметил глубину проблемы. Когда Бертран написал ему, чтобы рассказать о парадоксах, Фреге ответил: «Арифметические шатания». Основа, на которой Фреге и Рассел надеялись построить математику, казалось, рухнула. В то время как Фреге погрузился в глубокую депрессию, Бертран приступил к исправлению ошибки, пытаясь построить теорию логики, невосприимчивую к парадоксу.
В конце концов, его попытки преодолеть парадокс привели к полной трансформации его схемы логики, поскольку он добавил одно уточнение за другим к основной теории. При этом важные элементы «пифагорейского» взгляда на логику Бертраном Расселом были отвергнуты. В частности, он пришел к выводу, что не было таких вещей, как классы и предложения, и поэтому, какова бы ни была логика, это не было их изучением. Вместо них он заменил изумительно сложную теорию, известную как разветвленная теория типов, которая, хотя и успешно избегала противоречий, таких как парадокс Рассела, была (и остается) чрезвычайно трудной для понимания. К тому времени, когда он и его соавтор, Альфред Норт Уайтхед, закончили три тома «Принципов математики» (1910-1913), теория типов и других нововведений в основной логической системе сделала это неуправляемо сложным. Очень немногие люди, будь то философы или математики, смогли освоить детали этой монументальной работы. Тем не менее она по праву считается одним из величайших интеллектуальных достижений XX века.
Сам философ позже сказал, что его ум никогда полностью не оправился от напряжения написания «Принципов математики», и он никогда больше не работал над логикой с такой же интенсивностью. В 1918 году он написал «Введение в математическую философию», которое было предназначено для популяризации «Принципов». Но построена его философская работа была, скорее, на эпистемологии, чем на логике.
В 1914 году в книге «Наше знание внешнего мира» он утверждал, что мир «построен» из чувственных данных. Эту идею он уточнил в «Философии логического атомизма» (1918-1919). В «Анализе разума» (1921) и «Анализе материи» (1927) он отказался от этого понятия в пользу того, что он назвал нейтральным монизмом: мнение о том, что «конечный материал» мира не является ни ментальным, ни физическим, а чем-то «нейтральным» между ними двумя.
Личная жизнь
На протяжении многих лет, когда он работал единомышленно по логике, частная жизнь философа была мрачной и безрадостной. Он был влюблен в свою первую жену, Алису. В 1911 году, однако, он страстно полюбил леди Оттолин Моррелл. Обреченная с самого начала (потому что Моррелл не собиралась покидать своего мужа), эта любовь, тем не менее, изменила всю жизнь Рассела. Он оставил Алису и начал надеяться, что он, в конце концов, сможет найти исполнение в романтике. Частично под влиянием Моррелл он также в значительной степени потерял интерес к технической философии и начал писать в другом, более доступном стиле. Написав бестселлер, новое исследование «Проблемы философии» (1911), он обнаружил, что у него есть дар описывать сложные предметы так, чтобы они были понятны многим читателям. Он начал все чаще обращаться к своей работе именно к ним, а не к крошечной горсти люди, способных понимать «Принципы математики».
В этот же период Бертран встретил Людвига Витгенштейна, блестящего молодого австрийца, который прибыл в Кембридж, чтобы изучить логику у Рассела. Увлеченный этой наукой Витгенштейн добился больших успехов, и в течение года Бертран предложил ему отложить логику и заняться философией. Однако собственная работа Витгенштейна, в конце концов опубликованная в 1921 году, подорвала весь подход к логике, основанной на вкладе Рассела в философию математики. Он убедил своего учителя, что вообще не существует «истин» логики, эта логика состоит полностью из тавтологии, истина которой не была гарантирована вечными фактами в платоновском царстве идей, а, скорее, была просто в природе языка.
Политические взгляды
Во время Первой мировой войны философ некоторое время был политическим агитатором, выступающим за мир. Его деятельность привлекла внимание британских властей, которые сочли ее подрывной. Его дважды привлекали к суду, во второй раз ему вынесли приговор: он отсидел шесть месяцев в тюрьме. В 1916 году из-за антивоенной агитации Бертран Рассел был уволен из Тринити-колледжа. Хотя его предложили снова нанять после войны, он в конечном счете отклонил предложение, предпочтя вместо этого продолжить карьеру журналиста и внештатного писателя.
Война оказала глубокое влияние на его политические взгляды, заставив отказаться от своего унаследованного либерализма и принять социализм, который он поддерживал в серии книг. В частности, это относится к книгам Бертрана Рассела «Принципы социальной реконструкции» (1916), «Дороги к свободе» (1918 г.) и «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923).
Первоначально он сочувствовал русской революции 1917 года, но визит в Советский Союз в 1920 году оставил его с глубоким и постоянным отвращением к советскому коммунизму, который он выразил в «Практике и теории большевизма» (1920).
Межвоенный период и Вторая мировая война
В 1921 году он женился на своей второй жене Доре Блэк, молодой выпускнице Гиртон-колледжа в Кембридже. Она родила ему двоих детей: Джона и Кейт. В 1922 году была опубликована книга Бертрана Рассела «Искусство мыслить», представляющая собой запись лекции в память министра-аболициониста Монкура Конвея. В межвоенные годы он и его супруга приобрели репутацию лидеров прогрессивного социалистического движения, которое было явно антиклерикальным, открыто выступающим против традиционной сексуальной морали и посвященным реформе образования.
Опубликованные его работы в этот период состоят в основном из журналистики и популярных книг. Многие изданные в этот период книги Бертрана Рассела, такие как «О воспитании» (1926), «Брак и нравственность» (1929) и «Завоевание счастья» (1930), хорошо продавались и помогли представить Рассела в глазах широкой публики как философа, рассуждающего о моральных, политических и социальных проблемах. Его публичная лекция «Почему я не христианин», выпущенная в 1927 году и напечатанная много раз, стала популярным классическим образцом атеистического рационализма. В 1927 году супруги создали свою собственную школу «Бикон Хилл» в качестве новаторского эксперимента в начальном образовании.
В течение этих лет второй брак Бертрана Рассела становился все более напряженным, отчасти из-за переутомления, но главным образом потому, что Дора предпочла иметь двух детей с другим мужчиной и настояла на том, чтобы воспитывать их вместе с Джоном и Кейт. В 1932 году он покинул Дору ради Патрисии Спенс, а в течение следующих трех лет его жизнь осложнилась из-за ожесточенного и сложного развода с Дорой, который он наконец получил в 1935 году. В следующем году он женился на Спенс, а в 1937 году у них родился сын Конрад.
Изнуренный годами неистовой общественной деятельности и желая на этом сравнительно позднем этапе своей жизни (ему тогда было 66 лет) вернуться к академической философии, он получил преподавательский пост в Чикагском университете. С 1938 по 1944 год он жил в Соединенных Штатах, где преподавал в Чикаго и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, но ему не разрешали занимать должность в Городском колледже в Нью-Йорке из-за возражений против его взглядов на секс и брак. Будучи на грани финансового краха, он получил должность преподавателя истории философии. Бертран Рассел работал в Фонде Барнса в Филадельфии. Хотя вскоре он расстался с его основателем Альбертом Барнсом и потерял работу, мыслитель смог превратить лекции, которые он поставил на фундамент, в книгу «История западной философии» (1945), ставшую бестселлером. В течение многих лет эта книга была его основным источником дохода.
Бертран Рассел: мораль и жизненная позиция
Он не только свободно мыслил, но и свободно говорил. Он не беспокоился о том, что его слова могли оскорблять людей или делать из них врагов. Философ любил спорить.
Некоторые из его книг демонстрируют, однако, некоторое самодовольство, что довольно заметно в его автобиографии. Сам он был аристократом, увлеченным собой, но обладал острым интеллектом и высокоразвитым критическим мышлением. Его отношение к людям стало причиной сложностей с его окружением. В его автобиографии упоминаются напряженные отношения с родителями, друзьями, учителями и даже с его женами.
Бертран Рассел о религии
Будучи воспитанным в религиозной атмосфере, молодой Бертран восстал против религии и библейских текстов. Он поставил под сомнение существование Бога, свободной воли и бессмертия души. Он стал атеистом. Какое восстание в высшей точке, это были совершенные преступления, особенно в отношении женщин, во имя религии и библейских текстов.
Одна из цитат Бертрана Рассела на тему религии: «Христианская религия была и остается величайшим врагом морального прогресса в мире». Что касается ислама, он писал: «Среди религий ислам следует сравнивать с большевизмом. Христианство и буддизм – это, прежде всего, личные религии, с мистическими учениями, в то время как ислам и большевизм имеют практическую основу (социальную, материальную), единственная цель которой - расширить свое господство над землей».
Взгляд на науку
По его словам, на протяжении всей истории человечества было много конфликтов между наукой и религией, и наука всегда побеждала, потому что она основывалась на конкретных доказательствах, а не на освещении, как религия. Когда научный сотрудник сообщает нам результат опыта, он также рассказывает нам, как был выполнен эксперимент. Если другие люди могут повторить это, это выполняется по-настоящему. Что касается религии, мы должны полагаться на видение мистика, который верил, что он вложил божественную миссию, чтобы что-то утверждать без реальных доказательств. Он считал, что бесполезно разговаривать с мистиком, который утверждает, что испытал просветление, и у кого есть сильные убеждения.
Человек с превосходным интеллектом и логикой, непримиримый, Бертран Рассел не преминул выявить несоответствия и нелепости священного текста. Он выразил сожаление в связи с преступлениями, совершенными во имя Библии, которая считается словом Божьим.
Знаменитые выссказывания
Сохранилось множество афоризмов Бертрана Рассела:
Действительно возвышенные умы равнодушны к счастью, особенно к счастью других людей.Диагностика достигла таких успехов, что здоровых людей практически не осталось.Зависть — вот фундамент демократии.Из всех видов осторожности осторожность в любви наиболее губительна для настоящего счастья.Книга должна быть либо ясной, либо строгой, совместить эти два требования невозможно.Когда мы думаем о человечестве, мы имеем в виду прежде всего самих себя; неудивительно, что мы ставим человечество так высоко.Лишь очень немногие могут быть счастливы, обходясь без ненависти к каким-либо лицам, народам или верованиям.Любовь — это главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни.Мир, в котором мы живем, может быть понят как результат неразберихи и случая; но если он является результатом сознательно избранной цели, то эта цель, видимо, принадлежит врагу рода человеческого.Мнения среднестатистического человека гораздо менее глупы, чем они могли бы быть, если бы каждый такой человек думал поодиночке.Многие готовы скорее умереть, чем подумать. Собственно, так оно и выходит.Мышление требует усилий и подготовки. Политики слишком заняты составлением речей, чтобы мыслить.Наука — то, что мы знаем, философия — то, чего мы не знаем.
Последние годы жизни
В 1944 году философ вернулся в Тринити-колледж, где читал лекции по идеям, которые составили его последний крупный вклад в философию «Знание человека: его область и границы» (1948). В этот период он обрел благосклонность властей, став обладателем официальных наград, включая Орден «За заслуги» в 1949 году, а в 1950 году за книгу «Брак и мораль» Бертран Рассел получил Нобелевскую премию по литературе. Однако его личная жизнь оставалась такой же бурной, и он оставил свою третью жену в 1949 году.
Некоторое время он делил дом в Ричмонде на Темзе с семьей своего сына Джона и, оставив философию и политику, посвятил себя написанию коротких рассказов. Несмотря на классный стиль прозы, у Рассела не было таланта писать отличную фантастику, и его рассказы вообще были встречены смущенным и озадаченным молчанием даже его поклонниками.
В 1952 году он женился четвертый раз на Эдит Финч и, наконец, в возрасте 80 лет, нашел гармонию. Свои последние годы он посвятил агитации против ядерного оружия и войны во Вьетнаме. Вид Бертрана, в глубокой старости занявшего место в массовых демонстрациях и подстрекающего молодых людей к гражданскому непослушанию через его страстную риторику, вдохновил новое поколение поклонников. Их восхищение только усилилось, когда в 1961 году британская судебная система предприняла экстраординарный шаг по приговору 89-летнего мыслителя ко второму тюремному заключению.
Умер философ в 1970 году на 98-м году жизни.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?