Совершенных людей не бывает. Наряду с достоинствами каждый имеет свои недостатки. Это не плохо и не хорошо. Понимание и принятие данного обстоятельства снимает с повестки дня завышенные требования к себе и преувеличенные ожидания от других, способствует формированию реалистичного восприятия жизни, позволяющего не тратить понапрасну бесценное время на самобичевание или обиды на других. Неприятие действительности часто уводит человека в мир фантазий и грез об идеальной жизни.
Кто такой идеалист?
Согласно определению в «Словаре русского языка» под редакцией Евгеньевой А. П., слову «идеалист» соответствует несколько значений. Во-первых, идеалист - это последователь философского направления - идеализма. Иными словами, человек, разделяющий воззрения данной теоретической концепции.
Во-вторых, идеалист - это тот, кто всецело предан каким-либо высоким идеалам, которыми руководствуется в своем поведении и жизнедеятельности. Такой человек ставит некую ценную для себя идею превыше всего остального и подчиняет ей все свое существование.
В-третьих, идеалист - это тот, кто обладает склонностью идеализировать действительность. Он воспринимается окружающими как мечтатель, вечно витающий в облаках, или совершенно непрактичный человек.
Идеализм как философское направление
Философия всегда была нацелена на постижение окружающей действительности во всей полноте ее смысла и содержания. Она всегда стремилась к пониманию внутренней взаимосвязи и единства между всеми частями мира. Ей свойственны размышления о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования.
Философы задавались вопросами о первопричине существования мира на протяжении многих веков. По качеству признаваемых первоначал в философии выделяются два основных направления - идеализм и материализм. Это противоречащие друг другу философские концепции. Все, что утверждает идеализм, отрицается материализмом, и наоборот.
В чем различие взглядов идеалистов и материалистов? Первые объявляют первопричиной мира сознание. Они исходят из первичности духовной, мыслительной, психической сферы жизни и вторичности сферы материальной, природной, физической. Вторые, наоборот, в качестве первопричины мира видят материю.
Античный идеализм
Концепции идеализма и материализма начали бурно развиваться в эпоху Античности в Древней Греции. Идеалисты в рамках философии рассматривали человека как душу, являющуюся либо проявлением, либо частицей непознаваемых потусторонних духовных сил, которые предопределяют судьбу человека. Земную, телесную жизнь они считали тенью потусторонней "реальной" жизни.
Античные философы-идеалисты признавали первичными идею, дух, сознание, а материальное считали их продуктом. Признавая реальность существования мира, они полагали, что, помимо сознания человеческого, существует также некий "мир идей" или "мировой разум", под которым они понимали нечто такое, что определяет все материальные процессы в целом.
Представления античных идеалистов
Самыми яркими представителями идеалистического направления философии являются Пифагор, Сократ и Платон. Пифагор пришел к умозаключению, что миром правят числа и математические законы. Каждое из чисел он рассматривал как самостоятельную сущность и считал их первичными по отношению к материи.
Сократ сместил фокус греческой философии с изучения природы на изучение человека. Его девизом стал тезис: "Познай самого себя". Процесс познания он считал непрерывным. Верил в бессмертие души человека. Сферу духовного рассматривал как самостоятельную реальность, которая, по его мнению, не менее достоверна, чем бытие воспринимаемого мира.
Платон выделял существование мира материальных вещей и мира нематериальных идей. При этом последние первичны и являются образами вещей, их образцами, эталонами, идеалами. Каждый материальный предмет и любой процесс представляют собой не что иное, как материализацию идеи. Например, человек перед созданием какой-либо вещи или совершением каких-либо действий мысленно составляет план, то есть формирует идею.
По мнению Платона, материальные вещи подвержены изменениям и разрушениям, а идеи вечны и неизменны. Понять их - значит уловить главное, самую суть вещей. Совокупность идей образует свой собственный мир, который является самостоятельным и не зависит от сознания человека. Философ считал, что до рождения душа человека тоже пребывает в мире вечных и неизменных идей. А после рождения в ходе процесса воспитания и обучения она вспоминает то, что видела в мире идей.
Ахиллесова пята идеалиста
В наиболее часто употребляемом на сегодняшний день смысле идеалист - это, скорее, непрактичный, мечтательный, витающий где-то в облаках индивид, нежели представитель одноименного философского направления. Довольно часто слово стало приобретать негативный оттенок.
Идеалисты, как правило, далеки от всего земного. В своем большинстве они совершенно забывают о себе, о своих потребностях, интересах и личной пользе. Они имеют склонность во имя идеи жертвовать очень многим и очень дорогим. Французский философ и социолог Давид Эмиль Дюркгейм утверждал, что от чрезмерного идеализма и моральной возвышенности человек зачастую утрачивает склонность к исполнению своих повседневных обязанностей.
Слишком сильная зависимость от какой-либо идеи, пусть даже очень величественной и благородной, ведет человека к отрыву от реальной жизни. В погоне за высокими эфемерными идеалами, зачастую красиво звучащими, но по сути весьма размытыми и туманными, человек упускает возможность жить в настоящем моменте, радоваться каждому дню, видеть мудрость и красоту в самых простых проявлениях жизни.
Для восстановления утраченного равновесия таким идеалистам нужно развивать практичность, рационализм и реализм, а также не забывать о столь необходимом во всем чувстве меры.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?