Семьдесят пять лет назад группа, состоящая из ученых и военных, разбила лагерь на заброшенном ранчо в Нью-Мексико, чтоб кардинально изменить историю. Их миссия - произвести первую в мире ядерную бомбу - была настолько секретной, что даже их жены и детей не имели ни малейшего понятия, над чем они работали. Даже их почта и телефонные звонки отслеживались.
Ядерный проект
Позже мир узнает об их работе под названием Манхэттенский проект. Кодовое название их первого ядерного испытания, проведенного 16 июля 1945 года, было «Тринити». Это ознаменовало разработку самого смертоносного и самого мощного оружия в истории и начало конца Второй мировой войны.
Но успех этого проекта никогда никто не гарантировал.
До того как испытание было одобрено, ученые обсуждали, может ли взрыв воспламенить атмосферу и уничтожить жизнь на Земле. Проект был реализован после того, как нобелевский лауреат Артур Комптон определил, что этот сценарий конца света мог осуществиться с вероятностью 1:3 000 000.
Секретные разработки
В 1943 году была открыта секретная лаборатория в Лос-Аламосе, штат Нью-Мексико. Предполагалось, что площадка для испытаний, расположенная примерно в 320 километрах к югу, была удаленной, чтобы ограничить воздействие опасных радиоактивных осадков. Ученые и военные спали на кроватях в скромных казармах посреди знойной пустыни, окруженные скорпионами и ядовитыми ящерицами. Эмилио Сегре, физик, отвечающий за исследования радиоактивности, вспоминал об этом в отрывке, опубликованном в Бюллетене ученых-атомщиков (сам ученый умер в 1989 году).
Примерно через год в рамках проекта в Лос-Аламосе исследователи собрались в небольшом месте, известном как здание X, чтобы еще раз обсудить, как бомба, которую тогда назвали «Гаджет», может повлиять на цивилизацию.
«В то время мы, возможно, были чрезмерно одержимы тем, что считали злом военную безопасность, - вспоминал Роберт Уилсон, самый молодой исследователь в Лос-Аламосе (Уилсон умер в 2000 году). - Мы боялись, что военные будут хранить ядерную энергию в секрете и о существовании бомбы можно будет узнать только после ее фактического взрыва».
К тому времени ученые стали еще более усердно работать над своей задачей.
«Важно, что никто на том собрании в здании X даже не высказал предположения о том, что то, что мы делаем, может быть аморальным или неправильным, - говорил Уилсон. - Никто из нас не предложил собрать свои вещи и уйти оттуда».
Поспешное завершение
Ученые вспоминали, как в дни, предшествовавшие запуску, они работали практически без перерывов целыми сутками.
«Возможно, события развивались слишком быстро, - рассказывал Уилсон. - Мы достигли кульминации проекта, мы были как раз на пороге взрыва испытательной бомбы в пустыне. Все мысли и усилия каждого сотрудника были направлены на то, чтобы добиться этого успеха». Он также отметил, что всех беспокоил вопрос, действительно ли бомба сработает.
Испытание
Джордж Кистяковский, специалист по физической химии из Гарварда, возглавлявший отделение взрывчатых веществ в Лос-Аламосе, вспоминал, как ученые делали ставки на то, насколько велик будет взрыв. Кистяковский предсказал, что он может быть эквивалентен взрыву 100 тонн тротила. Но реальный взрыв оказался в 200 раз мощнее его оценки.
«Мы не знали, насколько велик будет взрыв или каковы будут его последствия, - вспоминал генерал-лейтенант Лесли Ричард Гроувс. - Практически все, с чем мы имели дело в Манхэттенском проекте, это были неизвестные величины, находящиеся за пределами человеческого опыта, и нам просто нужно было попытаться представить все, что могло бы произойти».
Первые впечатления
Ученые были вынуждены пересматривать свои предположения, когда утром начался шторм. К тому времени бомба уже была загружена на 30-метровую стальную башню.
Первоначально испытание было запланировано на 2 часа ночи 16 июля. Но ненастная погода отодвинула запуск на 5:30. Кеннет Бейнбридж, физик из Гарварда, наблюдавший за испытаниями, в своих воспоминаниях рассказывал, что погода все равно не была идеальной, но ученые не хотели ждать еще полдня.
«К моему сожалению, в базовом лагере я почувствовал волнение, а не спокойствие, необходимое для принятия правильных решений», - сказал Гроувс о том, что происходило за несколько минут до испытания.
Взрыв бомбы
Около 5:20 люди, стоявшие у казарм, присели на землю в темных очках, чтобы защитить глаза. Десять минут спустя произошел взрыв, сопровождавшийся вспышкой света, следом за которой появился гигантский оранжевый огненный шар и облако в форме гриба.
По словам Сегре, жители близлежащего региона заметили яркую вспышку в небе. Несколько стеклянных окон треснули в Сильвер-Сити, штат Нью-Мексико, примерно в 300 километрах. Но по большей части детали испытания оставались в тайне, пока вскоре в августе 1945 года на Хиросиму не была сброшена первая ядерная бомба.
В последующие годы ученые Манхэттенского проекта столкнулись с последствиями своей работы.
«То, что было для меня интеллектуальной реальностью в течение трех лет, внезапно стало реальностью фактической, - сказал Уилсон. - Моя техническая работа была закончена, гонка была запущена, и масштаб того ужаса, который мы сотворили, охватил меня».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?