В 1820 год для Семеновского полка стал в отечественной истории одним из самых печальных. Однако, в контексте нынешней темы нам интересен не бунт подразделения, а парад, который был до него. Во время торжественного мероприятия, на котором присутствовали многочисленные гости из-за рубежа, гвардейцы во время марша сбились с ноги. На что император Александр I язвительно сказал: «Этим дуракам только в войне и побеждать!».
«Семеновцы» были настоящими героями 1812 года и нам сегодня фраза Александра I может казаться не только грубой, но и лишенной всяческого смысла. В конце концов победа в войне – куда ценнее умения ходить в ногу. Но на самом деле это не так или не совсем так. Хотя бы потому, что в военном деле Александр I был не последним человеком и прекрасно понимал суть вопроса. Самое же главное в том, что будучи сыном своей эпохи Александр I знал, как взаимосвязано умение бойцов ходить в ногу и побеждать в войне.
Из глубин истории
Первая муштра появилась еще до нашей эры вместе с построением «фалангой». В те времена сплоченный, сомкнутый строй, прикрытый щитами и ощетинившийся копьями, был фактически неуязвим. Значительная часть античного боя сводилась к тому, чтобы «перебороть» вражеское построение и рассеять его. Проигрывал тот, кто первым терял единством фаланги. Античные армии чаще всего являлись ополчением, а потому на системной основе строевой подготовкой там не занимались. Чаще всего бойцов лишь «натаскивали» буквально перед боем. Исключения, конечно, были, например, в армии Филиппа Македонского (отца Александра Великого) и конечно же в легионах Римской Империи строевой подготовке уделяли самое пристальное внимание.
В Средние века муштра как таковая фактически отсутствовала, так как вплоть до «Осени средневековья» пехота не играла на поле боя хоть сколь-нибудь важной роли. Лишь с началом развития батальной тактики пикинеров строевая подготовка начала возвращаться в военное дело. Окончательно строевая подготовка вернулась в пехоту благодаря военным реформам Морица Оранского и Густава-Адольфа, когда батальная тактика ведения боя начала постепенно уступать место более сложной – линейной тактике.
Примечательно, что и Густав-Адольф и Мориц Оранский вдохновлялись в первую очередь античными фалангами, адаптировав их для ведения боя с огнестрельным оружием. Но, если в древних фалангах греков, черепахах римлян, скьялборгах викингов умение держать строй было нужно для того, чтобы обеспечивать надежное прикрытие друг друга щитами, то в XVII веке умение держать строй нужно было для того, чтобы обеспечить достаточную плотность мушкетного огня. А создать хороший залп, без умения четко выполнять команды и держать строй – невозможно.
Новый виток строевой подготовки пришелся на XVII-XVIII века, когда с полей сражений окончательно исчезли пикинеры, которые ранее использовались в качестве «живого частокола», за которым могли прятаться от кавалерии стрелки. Мушкетеры получили штыки, однако одного штыка для остановки конницы недостаточно. Здесь опять-таки важно плотное построение, которое позволит организовать стену штыков. И как когда-то более прогрессивные (и сложные в исполнении) колоны и линии сменили на поле баталии, на смену линиям пришли каре, ставшие пиком эволюции плотных построений мушкетеров.: пехота Нового времени должна была уметь переносить артиллерийский обстрел. Например, во время Бородинского сражения Семеновцы несколько часов стояли плотным строем под обстрелом пушек. Это вовсе не какая-то глупость. В условиях тогдашней войны, когда поле боя уже после первого часа было затянуто смогом от пороховых залпов, пехота не могла позволить себе «залечь» или «рассыпать строй», так как всегда сохранялся риск оказаться застигнутыми в врасплох вражеской конницей или наступающим каре пехоты. В той ситуации артиллерийской огонь был меньшим злом.
И чтобы держать любой строй, была важна муштра и умение ходить в ногу. Ведь сбившиеся с ноги люди, переставшие слушать барабан, очень быстро потеряют строй. Разрушив строй, они потеряют плотность построения, а вместе с ней – эффективность ружейного залпа и хоть какую-то защиту перед кавалерией.
Зачем строевая подготовка сегодня
Франко-прусская война 1870 года стала последним гвоздем в гроб старых пехотных тактик. Ужасные потери, которые получала пехота в привычных формациях от одной только современной (на тот момент) артиллерии, вновь заставила переосмыслить военное дело. Плотные построения стали уходить. Уже к началу Первой мировой войны человечество забудет, что такое каре, а на смену линиям и колонам придут цепи. Совсем скоро грянет Вторая мировая война, а уже в 1950-е годы развитие автоматического оружия вновь изменит пехотную тактику ведения боя. Но несмотря на все это, даже в XXI веке строевая подготовка из армии не спешит уходить. Почему же так?
В ногу ходит Французский легион, в ногу ходят американские рейнджеры и Корпус морской пехоты, в ногу ходит отечественный спецназ. Мотострелки и специальные войска всех армий мира все еще уделяют большое внимание строевой подготовке не только для того, чтобы красиво смотреться на параде.Сегодня строевая подготовка окончательно утратила свою тактическую ценность в вопросе умения держать плотный строй (потому что их нет). Однако, строевая муштра все еще является отличной тренировкой реакции, внимательности и моторики солдат. Нужно ли говорить, что все перечисленное важно и в условиях современной войны? Кроме того, строевая подготовка помогает поддерживать дисциплину, в качестве инструмента психологического и (в том числе) физического воздействия на солдат.
Наконец, строевая подготовка позволяет солдатам ощущать чувство сплоченности. Для тех, кто прошел воинскую службу, это не пустой звук. Движение в плотном строю и ор песни создают совершенно особенные ощущения у человека. А это в свою очередь важно для поддержания все той же дисциплины, развития у солдат привязанности друг к другу, формирования воинского братства.Таким образом умение ходить в ногу – это вовсе не какой-то ненужный пережиток прошлого и не только «парадный выпендреж», но еще и очень важный элемент психологической и физической подготовки.Хочется узнать еще больше интересного? Тогда читай про то,
почему египтяне бросали советские сверхтяжёлые танки во время Шестидневной войны
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?