В 1968-м на экраны вышла кинолента Евгения Карелова "Служили два товарища". Это был характерный для поздних 60-х "человечный" фильм о Гражданской войне, о форсировании последнего оплота белогвардейцев на юге - Перекопа. В картине с блистательным ансамблем актеров выделяются три равноправных героя - фотограф Некрасов (О. Янковский), олицетворяющий интеллектуально-сострадательное лицо революции, красноармеец Карякин (Р. Быков), представляющий ее стихийно-разрушительную силу, и поручик Брусенцов (В. Высоцкий) - идейный представитель белого движения, сохранивший понятие офицерской чести.
Претенденты на роль
Юрий Дунский, один из сценаристов картины, в лагерях, куда они с Валерием Фридом попали по политической статье, познакомился с белым офицером Брусенцовым. Именно с него он списал образ героя картины. Не зная о дальнейшей судьбе своего друга, Дунский надеялся на отклик Брусенцова после выхода фильма на экраны, но тот так и не отозвался.
На момент подготовки к съемкам Олег Янковский уже сыграл в киноленте "Щит и меч". Первоначально режиссер именно его видел в роли Брусенцова. Но во время проб стало очевидным - тот идеально подходит для создания на экране совсем другого образа - фотографа-интеллигента Некрасова. Высоцкий в это время снимался в "Интервенции". Стало понятно - брутального, мужественного и при этом постоянно рефлексирующего героя способен сыграть именно он.
Чтобы убедить чиновников, на пробы пригласили уважаемого Михаила Ромма, который и сказал свое веское слово.
Немного о герое
Брусенцов - образ классового врага с человеческим лицом. Благородный, интересный, с потрясающим чувством юмора, он доходит к финалу фильма до отчаяния, видя, как рушится старый мир.
Одинокий и опустошенный, после проигранного сражения Брусенцов оказывается на корабле, отплывающем в Турцию. Вокруг клокочущая толпа людей, одержимых единственной целью - спастись. Любимая женщина (Ия Саввина) осталась в России, не желая разделить с ним эмиграцию. Не готовый потерять Родину и главного в своей жизни человека, офицер стреляется прямо на корабле.
Почему эта роль лучшая в карьере Высоцкого
Он настолько органичен в своем образе, что режиссеру пришлось "уравновесить" героев. Чтобы внимание было приковано не только к Брусенцову, пришлось вырезать две трети отснятых сцен с офицером, лишив его экранного времени. Иначе зрителям могло показаться, что именно он и является центральным образом картины.
В фильме Высоцкому удается удивительное сочетание: мужественности и отчаянной рефлексии. Этими своими качествами Брусенцов буквально завораживает сестру милосердия (Ия Саввина), которую ведет под венец. Он ни в одной ситуации не забывает об офицерской чести и обладает настолько метким юмором, что сцены с его участием практически невозможно забыть. Например, когда он с усмешкой реагирует на информацию о форсировании красными озера Сиваш: "Какая неожиданность!"
Но главная сцена, где Высоцкий необыкновенно хорош, - это прощание с верным конем Абреком. Это единственное существо в этом безумном и обреченном мире, которому он мог доверять.
Лично я пересмотрела все фильмы с участием Высоцкого, но именно в этом он кажется мне наиболее убедительным. Если вы никогда не видели картину, посмотрите. Она того стоит!
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?