Один из самых невероятных фильмов, претендующих на премию "Оскар" в эти выходные, - увлекательная история о диком пчеловоде на Балканах. "Страна меда" несет в себе сильный экологический посыл, но это к тому же история жизни женщины, поразившей весь мир.
Honeyland - первая работа, претендующая как на награду в категориях за "Лучший документальный фильм" и за "Лучший международный художественный фильм". Успех еще более примечателен, потому что идея съемки зародилась совершенно случайно. Если бы не воля судьбы, фильма могло бы и не быть.
Как создавался фильм
Македонские режиссеры Тамара Котевская и Любо Стефанов работали в отдаленном горном районе страны над короткометражным документальным фильмом о природе. Они заметили ульи за скалой на горе. Любопытство привело их к Хатидже Муратовой, одному из последних диких пчеловодов Европы, который использует древние методы, передаваемые из поколения в поколение для сбора дикого меда.
Это было начало "сумасшедшего приключения". Съемки проходили и в жаркое лето, и в морозную зиму. На монтаж ушел год. В результате через 3 года после обнаружения необычной пасеки на свет появился первый полнометражный документальный фильм "Страна меда".
О чем лента
"Страна меда" повествует о периоде жизни Хатиджи, когда ее древние методы пчеловодства оказались под угрозой уничтожения. Пчеловоды-новички начали использовать другие, более современные способы.
Режиссеры говорят, что фильм изменил их жизнь. "Страна меда" может многое рассказать о сохранении природы, человеческой жизни и взаимоотношениях.
Кто такая Хатиджа
Делиться, чтобы выжить. "Половина для меня, половина для тебя" - это мантра Хатиджи, которую она повторяет, ухаживая за пчелами. Это послание, актуальное во все времена, сегодня утратило значение, о нем просто забыли! Хатиджа берет только половину меда, оставляя остальное пчелам.
Женщина живет в Бекирлии, заброшенной деревне без электричества, водопровода и дорог. Она собирает мед и ухаживает за больной матерью. Мед, который она продает на рынке в столице Северной Македонии Скопье, является ее единственным источником дохода. Собирать дикий мед девушку научил дедушка, а не родители, как можно было бы подумать.
Спокойной жизни Хатиджи пришел конец, когда в деревню приехала кочевая семья Сэм, состоящая из родителей с семью непослушными детьми, шумной повозкой и большим стадом скота. Девушка с открытым сердцем учила соседей собирать мед. Но она даже не думала, чем для нее обернется ее доброта.
Хусейн, отец семейства, хотел собирать мед в большем масштабе и с большей прибылью. Он забирал все из своих ульев. В результате агрессивные пчелы начали атаковать ульи Хатиджи, что привело к конфликту.
Котевская говорит, что режиссеры не хотели изображать семью Сэма как символ разрушения, а просто как "зеркало для всех нас, кто принимает плохие решения", основываясь на необходимости выжить и обеспечить свое существование.
Замуж женщина не вышла. Когда Хатидже поступило предложение о замужестве, мать отказала потенциальному зятю. В одной из сцен киноленты Хатиджа спросила родительницу, почему она это сделала. Та ответила, что это было не ее желание, а воля отца: "Он сделал бы это!"
Стефанов, один из создателей фильма, говорит, что в традиционных общинах этой части света, независимо от вероисповедания или этнической принадлежности, существует неписаное правило, что последний родившийся ребенок женского пола остается с родителями до самой их смерти.
Мудрость может быть сильнее силы
"Чтобы иметь возможность общаться с пчелами, нужно иметь личную силу, чтобы приблизиться к ним, терпение, чтобы научиться приручать их, и этот образ жизни требует мудрости", - говорит Котевская.
Она сообщает, что пчеловодство сделало Хатиджу таким замечательным человеком. Девушка подбирается очень близко к пчелам, часто не используя никакой защиты. Они ей доверяют, и потому не наносят вреда.
"Хатиджа ведет себя с пчелами так, как будто они ее семья, и заботится о них, как будто они ее дети", - говорит Котевская.
"Медовая страна" - это фильм, действие которого происходит в далекой стране, где люди живут непривычным для Запада образом. Но он все еще связан с мировой аудиторией через язык тела, отношения и эмоции главных героев.
И семья Сэм, и Хатиджа - этнические турки. На протяжении всего фильма герои говорят на турецком диалекте. В прошлом в этом районе было около 10 турецких деревень, говорит Стефанов, но большинство жителей уехали в Турцию после Второй мировой войны. Сегодня в Северной Македонии по-прежнему проживает около 78 000 этнических турок, что составляет чуть менее 4% от 2,1-миллионного населения страны.
Непонимание турецкого всегда было огромной проблемой для населения этой части земли. Режиссеры долгое время не могли перейти к редактированию материала, потому что оказались в тупике. Они часами думали, что же можно сделать из отснятого материала. В конце концов создатели документального фильма пришли к выводу, что лучше всего сделать киноленту немой: "Это дало нам силу визуальной истории, которую мы создали".
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?