Многие перестают пользоваться мылом и успешно заменяют его бактериями. Появилась целая индустрия, которая обслуживает таких людей.
Дэвид Уитлок, например, не моется уже 15 лет, однако неприятного запаха вы от него не почувствуете. «Первые пару месяцев было необычно, но потом я привык, - делится он. - Если я запачкаю конкретную часть тела, то я мою только ее, но без мыла». Вместе с микробами мыло смывает защитные масла и меняет уровень pH.
Хотя Дэвид высоко ценит 15 минут, которые он ежедневно экономит, когда не пользуется мылом, его главной целью было создание симбиотической гармонии дружественных бактерий. Микробы употребляют аммиак его пота, а он получает кожу, которой не требуется уход.
Стерильность вредна?
Точно так же, как осознание важности кишечного микробиома привело к буму пробиотических и ферментированных пищевых продуктов и добавок, растет интерес и к микробиому кожи: микроорганизмам, которые защищают нас от болезнетворных бактерий и поддерживают наше здоровье, вырабатывая полезные вещества.
В эру всеобщей стерильности распространились высыпания, экземы и сухая кожа, поэтому потребители ждут решений.
Мыться без мыла – нормально
Биофизик Сара Баллантайн, ставшая гуру здорового образа жизни, похудевших по ее палеодиете призывала в быту вернуться в каменный век. Она не моется водой, хотя ходит на тренировки и потеет 6 ч в неделю. «Я пользуюсь кокосовым маслом, но это все, - утверждает она. - Кожа со временем приспособилась. Я больше не пахну». Баллантайн пишет книгу o микробиоме человека и уверена в том, что ее непахнущие подмышки – это признак здоровой микрофлоры ее кожи.
Репортер из Юкона Джеки Хонг 9 лет назад отказалась от мыла: «Я пользуюсь руками, чтобы очиститься от грязи, но почти все время я работаю в суде или за столом, поэтому я не очень пачкаюсь».
Она попробовала обходиться без мыла, когда знакомый признался ей, что не мылился уже 20 лет. По ее словам, это экономит деньги и время, и ей нужно гораздо меньше лосьона.
«Просто ополаскиваться – это нормально, - утверждает дерматолог и автор книги «Вне мыла» Сэнди Скотницки. - Я беседовала с людьми, годами обходившимися без моющих средств, и у них все в порядке. С 1950 г. люди перешли от купания раз в неделю к ежедневному приему душа. Изменило ли это микробиом кожи? Я считаю, что да. Вызвало ли это рост кожных заболеваний? Мне кажется, да, но этого никто не знает».
Почему лошади валяются в грязи?
Для бывшего инженера-химика Уитлока отказ от мыла был серьезным научным экспериментом, успех которого привел его к тому, что он стал первопроходцем в области революционных средств ухода за кожей, не содержащих мыла, дружественных к микробиому и пробиотикам.
Свое вдохновение Уитлок черпал из результатов исследования вопроса, почему лошади валяются в грязи. Его заключение: для пополнения запаса бактерий, перерабатывающих аммиак, чтобы шкура меньше подвергалась инфекциям.
Возвращение полезных бактерий
Уитлок надеялся, что он естественным образом приобретет этот тип бактерий, просто перестав мыться. Но этого не произошло. Затем он собрал бактерии из почвы на местной ферме и кормил их аммиаком и минералами. Когда они превратили аммиак в нитрат, он знал, что у него есть то, что он хотел, и подобрал единственный штамм, который лучше всего прижился на коже человека. После того как он применил их на себе, то перестал пахнуть.
Став соучредителем компании AOBiome в 2013 году, Уитлок начал производство спрея Mother Dirt с окисляющими аммиак бактериями, которые когда-то существовали на нашей коже, но были уничтожены современной гигиеной и образом жизни. Поскольку большинство людей все еще хотят принимать душ и приобретать средства ухода за своей кожей, в настоящее время ассортимент Mother Dirt включает средства для волос, лица и тела без агрессивных моющих средств.
Успех пробиотической косметики
Мишель Страттон работает аналитиком в исследовательской фирме Mintel. По ее словам, хотя пробиотическая косметика по-прежнему имеет небольшую долю рынка, с 2015-го по 2019 год ее рост составил более чем 300 %, поэтому «это определенно та область, на которую стоит обратить внимание». Например, французский бренд Gallinée использует молочнокислые бактерии, «деактивированные под воздействием тепла», в то время как американский бренд LaFlore приостанавливает действие микробов в «гелевой матрице». Однако трудно точно определить, что именно делает продукт «дружественным к микробиому» или «пробиотическим».
«У таких понятий, как натуральные пробиотики, не так много определений, - говорит Кит Валлен Рассел, соучредитель британского стартапа JooMo. - В косметической промышленности нет никакого регулирования, а это означает, что компании - это Дикий Запад, заявляющий, что их продукты делают определенные вещи». Продукты JooMo не содержат живых культур, но нет в них и консервантов. Согласно Расселу они создают условия для привлечения микроорганизмов из окружающей среды.
Необходимы дальнейшие исследования
В этой области отсутствуют убедительные доказательства. Нет исследований, демонстрирующих негативные последствия применения мыла или чрезмерного мытья.
«Это звучит так, как будто люди просто говорят, что для них это имеет смысл», - говорит Джули Сегре, старший исследователь в области микробной геномики в Национальном институте здравоохранения США. По ее словам, медицинские доказательства эффективности средств ухода за кожей, поддерживающих микробиом, недостаточны: «Моя позиция в том, что эта область является многообещающей, но она требует гораздо больше фундаментальной науки».
Сегре признается, что даже в ее собственной клинической работе с детской экземой предстоит пройти долгий путь, прежде чем микробы станут частью медицинского вмешательства, хотя это не означает, что у них нет потенциала. Сегре выделяет возможности пребиотических ингредиентов, «где вы наносите кремы на кожу, которые могут помочь росту полезных микробов».
Многообещающие результаты
И хотя косметическая марка Mother Dirt не претендует на здоровье, ее владелец AOBiome является фармацевтической компанией, проводящей клинические испытания ряда средств для лечения не только прыщей, экземы и розацеа, но и аллергического ринита, гипертонии и мигрени. Уитлок утверждает, что после использования бактерий, перерабатывающих аммиак, он смог прекратить прием препарата от высокого давления. Это результат был воспроизведен в исследовании AOBiome.
«Когда мы изучали данные, то обнаружили, что у людей снижалось давление, - говорит один из директоров компании Джим Хоффман. - Ни у кого снижение давления не было опасным. Вы смотрите на сотни людей и говорите, что здесь действительно что-то есть».
В результате исследования было обнаружено, что ни у одного из подвергавшихся лечению не было головной боли. «В группе плацебо у людей было нормальное количество головных болей, но в группе с лекарством их не было», - говорит Хоффман. Отсюда возникла гипотеза о лечении мигрени. Испытания продолжаются.
Микробиом здоровой кожи
Продолжаются попытки сохранить здоровый микробиом кожи. Генеральный директор Mother Dirt Ясмина Аганович утверждает, что следует избегать таких моющих средств, как лаурилсульфат и додецилсульфат натрия, чтобы защитить чувствительные микроорганизмы. Даже эфирные масла, такие как лаванда и чайное дерево, обладают антимикробными свойствами. «Это не значит, что вы не должны их использовать, но вы должны быть осторожны - не по всему телу, не в высоких концентрациях», - говорит она.
Есть одна область, где мыло все еще полезно. Баллантайн продолжает использовать мыло для мытья рук, но предпочитает более низкий уровень pH. Сегре также рекомендует мыть руки с мылом: «Мытье волос и тела имеют мало общего с гигиеной. Но мыть руки очень важно».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?