Картина «Дорогие товарищи» - последний фильм легендарного российского режиссера Андрея Кончаловского была главным претендентом на награду в Венецианском кинофестивале. Все билеты на мировой показ в берлинском бутике Films были раскуплены. И это настоящий коммерческий успех для фильма, удостоенного в итоге Специального приза жюри.
История режиссерской жизни
Пик карьеры Андрея Кончаловского начался после его усердной работы в Голливуде в восьмидесятая годах. Он строил свою карьеру целых шестьдесят лет, и его деятельность охватывает широкий диапазон различных проектов: от соавторства в написании шедевра русского колосса Андрея Тарковского «Андрей Рублев» в 1965 году до адаптации не снятого сценария Акиры Куросавы для «Беглеца» 1985 года.
Тогда, в восьмидесятые годы, Кончаловский трудился над комедией со Сильвестром Сталлоне «Танго и Кэш». Эта работа подарила ему такого друга, как Билли Уайлдер. Однако работу над фильмом режиссер не завершил, Кончаловский ушел из проекта буквально во время съемочного периода. Второй режиссер Альберт Магноли в одиночку заканчивал съемки. Но, несмотря на это, в конце ленты, в титрах напротив пометки «режиссер» указано одно имя — Андрей Кончаловский.
Что смутило Кончаловского?
Однажды Кончаловский давал интервью одному авторитетному изданию, где отзывался о ленте «Танго и Кэш» весьма неоднозначно. Режиссер отметил, что этот фильм, как и любой голливудский, снят для людей, которые не умеют читать.
«Дорогие товарищи» в свою очередь дают возможность многим посмотреть, как сам Кончаловский чувствует и видит советский режим. Фильм был вдохновлен реальными трагическими событиями, произошедшими в 1962 году, когда военные открыли огонь по рабочим завода электромоторов в Новочеркасске, на юге России. Это была одна из первых уличных акций протеста в Советской России, которая закончилась жестоким разгоном со стороны силовиков.
События, происходившие на заводе, долгое время были тайной и то, что на самом деле происходило в те дни, стало достоверно известно только в 1992 году, после того как коммунизм рухнул и Советского Союза больше не стало.
История создания «Дорогих товарищей»
Кончаловский в девяностые годы не обращал особого внимания на слухи о расстреле рабочих. И только спустя десятилетия он решился заговорить об этом снова. Причина создания фильма одна — Кончаловский надеется, что широкой аудитории «Дорогие товарищи» станут уроком.
Десятилетия молчания, навязанного советским режимом, который заставлял выживших жертв подписывать соглашения о неразглашении, породили их собственный ужас. Эта жизнь в постоянном страхе больше походила на мучения. Но сегодня уже нельзя молчать. В сценарии «Дорогие товарищи», написанном Кончаловским в соавторстве с Еленой Киселевой, актриса Юлия Высоцкая, играет роль главной героини Людмилы. Она ярая коммунистка, искренне верящая в коммунистическую систему и ее идеалы. Но ее вера жива ровно до того момента, пока она не станет свидетелем расстрела уличных протестующих. Это событие навсегда изменит мировоззрение главной героини.
Об этом нельзя молчать!
Город буквально погряз в беспорядках, бессмысленных арестах. Судьба людей решается в поспешных приговорах без суда и следствия, вводится комендантский час, но самое страшное — это огромное количество раненых и пропавших без вести людей. И одной из пропавших значится дочь той самой Людмилы, которая свято верила в силу коммунизма.
Это побудило главную героиню начать отчаянные поиски, несмотря на жестокие аресты, блокаду города и всю ту опасность, которую таила в себе та ситуация. Фильм «Дорогие товарищи» снимался в черно-белом формате, дабы четко передать атмосферу СССР. Фильм получился не только визуально потрясающим, но и весьма актуальным, так как поднимает и современные политически проблемы.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?