Истинные меломаны уже знают, что музыка в привычном формате МР3 не может порадовать детализацией и правдивостью звучания. Особенно все огрехи этого формата хорошо слышны на дорогой и качественной аппаратуре. Но можно услышать (вернее, не услышать существенных сегментов) и на акустических системах среднего уровня. Поэтому все больше ценителей качественного звука используют Lossless-формат аудиозаписей. Что это за зверь и как его использовать? Об этом и поговорим.
Что такое Lossless?
Lossless Data Compression с английского переводится как "сжатие данных без потери качества". Проще говоря, звук из такого файла обладает всеми особенностями и преимуществами оригинальной звуковой дорожки. Однако есть и капля дегтя: размер файлов без потери качества, как правило, куда больше, чем у привычных (и ущербных) МР3. Но качество звука того стоит. Есть несколько самых популярных форматов. И все их мы разберем. Но сначала немного об истории данной технологии кодирования. Это полезно знать в плане саморазвития.
Lossless-формат был известен еще в девяностых прошлого столетия. Но тогда он использовался только профессионалами: студийными звукорежиссерами, "звукачами" на радиостанциях и федеральных телеканалах. Такая узкоспециальная распространенность данной технологии связана с тем, что в те времена домашние компьютеры были большой редкостью. Редкостью очень дорогой и весьма слабенькой. Мощностей стандартного ПК 90-х не хватило бы даже на то, чтобы проиграть такой файл. Не говоря уже о кодировании. Широкое распространение Lossless получил после буйных "нулевых".
Формат FLAC
Вероятно, это самый популярный контейнер для такой штуки, как Lossless-формат. Связано это с тем, что FLAC является полностью свободным от лицензий. Кодек выполнен на базе свободного программного обеспечения. Это делает его применение неограниченным. Это самый популярный формат Lossless. Что такое "самый популярный"? Это значит, что подавляющее количество музыки в формате без потери качества на торрент-трекерах находится именно во FLAC. Это ли не показатель популярности? Прелесть этого формата заключается в том, что он обеспечивает точно такое же качество звука, как и пресловутый WAV, но отличается от него гораздо меньшими размерами. Проще говоря, FLAC занимает меньше места на жестком диске, в отличие от WAV. И это делает его наиболее приемлемым для создания музыкальной библиотеки.
Формат ALAC
А вот эта штука будет знакома только владельцам устройств от компании Apple. Именно этот производитель создал сей формат и заставил своих клиентов использовать только его в iPhone и MacBook. Его главное отличие от FLAC заключается в том, что распространяется он только по лицензии от "яблочников". А это накладывает определенные ограничения в его использовании. А по качеству звука различий нет, так как используется практически идентичный алгоритм кодирования. Он не настолько популярен, как наш предыдущий герой, именно потому, что является проприетарным форматом Lossless. Что такое "проприетарный"? Это значит, распространяемый по лицензии от конкретного производителя с определенным количеством ограничений.
Формат APE
Этот формат можно уже назвать устаревшим, так как он в последние годы перестал развиваться. Назвать его свободным нельзя, так как он тоже распространяется по проприетарной лицензии. Главным недостатком этого кодека является то, что нормально он поддерживается только на ПК или ноутбуках под управлением операционной системы "Виндовс" от "Майкрософт". А вот многие дистрибутивы "Линукс" не умеют читать музыку в АРЕ. Только после установки определенных "костылей" можно воспроизвести сей формат. Возможно, именно поэтому АРЕ и не стал настолько популярным, как два предыдущих формата.
Чем читать Lossless?
Lossless-музыка, конечно, звучит превосходно. Но у многих владельцев ПК и ноутбуков возникает вполне закономерный вопрос о том, чем читать такой экзотический формат. Проблем с этим нет. По крайней мере, на "Виндовс". Наиболее качественно получается воспроизвести FLAC, ALAC или АРЕ с помощью плеера Foobar 2000. Он правильно воспроизводит файлы и адекватно считывает теги. Однако его минималистический и строгий интерфейс может отпугнуть среднестатистического пользователя. К тому же русского языка "из коробки" нет. Обычному юзеру нужно что-нибудь попроще. И такой вариант есть. Всеми любимый и нереально популярный AIMP тоже весьма успешно справляется с форматами без потери качества. С этим плеером нет ничего проще, чем воспроизвести Lossless. Программа автоматически разобьет образ диска на отдельные файлы при помощи файла CUE и правильно отобразит все теги.
На операционных системах семейства "Линукс" формат без потери качества может читать практически любой проигрыватель после установки дополнительных "костылей" (для АРЕ). Без всяких добавок читает сей неудобный формат только "всеядный" DeadBeef. Но с остальными форматами проблем нет. Такие комбайны, как "Клементин", Audacious и другие запросто с ними справляются. Даже те проигрыватели, что входят в состав дистрибутива, умеют работать с лосслесс-форматами.
Что касается МакОС, то здесь выбор невелик. Все форматы без потери качества читает только VOX. Остальные плееры зациклены на проприетарном ALAC. Такова политика компании из Купертино. Проиграть FLAC или WAV стандартными системными средствами не получится. Однако в AppStore есть некоторое количество приложений сторонних разработчиков, которые могут сделать МакОС "всеядной". К таким приложениями и относится небезызвестный VOX, который напоминает сразу и AIMP и Winamp. Последний, конечно, легенда, но под МакОС его нет. Как и под "Линукс".
Lossless в видео
Lossless-музыка - это хорошо. Но как быть любителям качественных фильмов и тем, у кого имеется целый домашний кинотеатр? С этим тоже проблем нет. Современные технологии вполне могут позволить записать звуковую дорожку фильма в формате без потери качества. Только технология немного другая. Да и формат тоже. В качественных фильмах на Blu-Ray (или их "рипах") используется формат звука DTS. От вышеперечисленных форматов он отличается тем, что может содержать в себе неограниченное количество каналов. Именно поэтому он используется в киноиндустрии. Там важен полноценный объемный звук. Так что в кино Lossless-формат тоже используется. Если бы не использовался - это выглядело бы как минимум странно.
Сегодня многие плееры запросто воспроизводят фильмы с таким звуком. На "Виндовс" самыми популярными решениями являются КМР, "ПотПлеер", "ГОМ плеер" и другие. Под "Линуксом" все проигрыватели справляются с этой задачей: VLC, SMPlayer и так далее. Под МакОС тоже есть огромное количество плееров такого типа. Включая стандартный, поставляющийся с самой операционной системой. Из бытовых проигрывателей адекватно справляются с этой задачей только "Блю-Рэй"-плееры. Обычные ДВД здесь никак не подойдут. Однако они и не нужны. Современные телевизоры (даже без системы "Смарт ТВ") способны считать файл с таким фильмом прямо с USB-накопителя или внешнего жесткого диска. Причем со звуком все будет в порядке.
Чем можно "рипнуть" диск в Lossless?
Извлекать полную информацию из аудиодиска умеют многие программы, но нужна соответствующая аппаратура для формата Lossless. Сжатие без потерь возможно только при наличии звуковой карты хотя бы среднего уровня. Встроенные "пищалки" никак не подойдут: налицо передискретизация, всевозможные искажения, неправильная сцена и прочее. Для начала следует обзавестись оборудованием. А "рипать" диск можно с помощью того же AIMP. Он прекрасно справляется с такой задачей. Есть и специализированные программы с кучей настроек. Но они сложны и не настолько эффективны. Примером может служить Easy CD-DA Extractor. Интерфейс программы перегружен настройками, непонятными обычному пользователю. Но свое дело утилита знает. "Рипы" получаются качественными.
Заключение
Итак, мы разобрали технологию Lossless. Что такое "лосслесс", уже понятно. Также вполне ясно, как использовать файлы в таком формате. Стоит только напомнить, что для воспроизведения музыки в таком формате потребуется соответствующая аппаратура. На встроенной звуковой карте и колонках-пищалках никакого различия с МР3 заметить не удастся. Нужны хотя бы хорошие наушники. Вот тогда прогресс будет заметен. А еще лучше - приобрести внешнюю звуковую карту. Но это уже совсем другая история.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?