В понятие настоящего героизма сегодняшнего дня наверняка впишется готовность испытать на себе одно из самых громких и в то же время загадочных заболеваний – Covid-19. Но именно в этом и заключается участь испытателей первых вакцин, которые ради науки и общества рискуют своим здоровьем.
Добровольцами в программах испытания вакцин хотят быть молодые люди со всего мира.
Группа с наименьшим риском
Один из распространенных фактов о коронавирусе заключается в том, что ему не поддаются дети и молодежь. По крайней мере данные по количествам заражений среди людей до 30 лет и от 50 лет очень различаются количественно.
Но к осени ситуация немного изменилась. Например, вспышки в рамках «второй волны» в некоторых странах показывают рост заражений именно в группе от 20 до 30 лет.
И в этом отношении риски молодых людей, выступающих добровольцами при тестировании вакцины, тоже весьма существенны.
Одним из таких волонтеров является 18-летний британец Аластер Фрейзер-Уркхарт. Парень планирует связать будущую карьеру с изучением биомедицины в одном из колледжей Лондона, а пока взял на год отпуск для участия в программе 1 Day Sooner. На ее базе будут проведены испытания контрольной вакцины.
Технология вакцинирования
Для заключительного этапа испытаний вакцинации медикам необходимо провести тесты с участием людей. Добровольцам сделают прививку от Covid-19, а затем через несколько недель их инфицируют полноценным коронавирусом. Это необходимо для проверки эффективности прививки с точки зрения выработки защитного иммунитета.
Участники испытаний будут помещены в отделение клинических исследований на двухнедельный карантин. Там они будут находиться под тщательным наблюдением, которое и ляжет в основу заключения по результатам вакцинирования.
Возможные риски
Можно сказать точно лишь одно: ни о каких 100-процентных вероятностях речи не идет. Хотя по исследованиям той же программы 1 Day Sooner риски смертельного исхода для человека от 20 до 30 лет с Covid-19 крайне ничтожны и сравнимы с шансами гибели в дорожно-транспортном происшествии. К тому же на тяжелые последствия оказывает большое влияние даже не сам коронавирус, а сопутствующие заболевания, обусловленные изначальным состоянием пациента. Подтверждено, что тяжелые хронические заболевания являются серьезным негативным фактором, обуславливающим и смертельную угрозу. Однако добровольцами становятся именно люди из групп с минимальными изначальными рисками, поэтому вероятность осложнений снижается.
Проблема выбора дозы
Все же теоретические риски остаются, и задача организаторов испытаний их минимизировать. Проблема заключается лишь в том, что испытываться будет неконтролируемая доза инфекции. То есть ее будут наращивать до определенного уровня, требуемого для испытаний вакцины. Но в процессе увеличения дозы невозможно предугадать, какой именно объем станет критическим для подавления иммунной системы в конкретном случае.
О рисках задумывался и Аластер Фрейзер-Уркхарт. Но при всех угрозах он готов стать добровольцем и предоставить своим опытом ценные сведения для научного знания.
Личный интерес
Есть и те добровольцы, мотив волонтерства которых подкрепляется личными интересами. К примеру, на риски готов пойти 22-летний Шон Макпартлин из Ирландии, который учится в Оксфорде и уже имеет степень по философии.
У матери Шона наследственное заболевание легких, и сокращение времени ожидания вакцины для нее задача жизненной необходимости.
Конечно, такой мотив носит по большей части символический характер, а сам посыл также подкрепляется желанием помочь и другим людям, которые нуждаются в спасительном препарате.
К тому же парень не рассматривает участие в тестах вакцины как большую жертву со своей стороны. На его взгляд, несколько недель в отделении клиники лишь обеспечат ему возможность концентрации внимания на учебе.
Радость от успеха
Своим опытом прохождения подобных тестов делится Эми Леттс, которая участвовала в испытаниях вакцин от брюшного тифа и малярии. В одном случае девушку несколько раз укусили москиты для инфицирования, а в другом ей нужно было выпить раствор с бактериями брюшного тифа.
Но, несмотря на все сложности прохождения не самых приятных экспериментов, Эми отмечает самое важно для себя – это успешный опыт испытаний средства вакцины против брюшного тифа. Сегодня с помощью этой вакцины удается спасать тысячи жизней.
Эми хотела участвовать и в испытаниях коронавирусной вакцины, но из-за возможного конфликта тестируемого антивируса с активными элементами от прежних препаратов ее не допустили.
Испытания вакцины от Covid-19 с последующим заражением полноценным вирусом являются последней стадией проверки эффективности препарата. Пока такие испытания не проводятся, но разными группами ученых по всему миру усиленно ведутся подготовительные работы. Как предполагают в Оксфордском университете, такие эксперименты могут начаться уже в 2020 году.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?