В течение последних пятисот лет местные жители Рима выражали свое негодование по отношению к властям при помощи необычного способа. Обычно это были подобия коротких сочинений и сатирических стихов, высмеивающих правительство и его действия. Эти юмористические выражения политического недовольства анонимно размещались на различных известных статуях по всему городу, возле которых люди часто встречались и обсуждали вопросы, касающиеся как их личной жизни, так и проблем государства.
Известность статуй давала этим анонимно размещенным новостям широкую огласку, что в дальнейшем приводило к недовольству местных жителей. В конце концов, жители Рима стали использовать эти статуи для общения так же, как люди используют доски объявлений сегодня. Позже эти статуи стали известны как говорящие статуи Рима.
Статуя Паскуино
Одним из первых людей, чьи действия вызвали резкую критику, был Папа Римский Николай V. Николай не был плохим правителем. Даже наоборот. Его считали ключевой фигурой римского ренессанса. Дело в том, что Николай сыграл важную роль в превращении Рима в дом литературы и искусства.
Он привел в порядок городские укрепления, восстановил акведуки, а также много церквей. По его приказу были заказаны планы дизайна для здания, которое, в конечном счете, будет базиликой Святого Петра. Николай также сыграл важную роль в создании библиотеки Ватикана. Благодаря его действиям, были спасены тысячи рукописей от турок после падения Константинополя.
Для всех хорош не будешь
Однако римское население не расценивало действия Николая V как достойные и сговорилось свергнуть Папу Римского. Когда до Николая дошли слухи, что против него готовится заговор, он арестовал заговорщиков и повесил их. Суровое правосудие Николая подверглось критике. Люди начали говорить, что с тех пор, как Николай стал Папой и убийцей, в Риме много крови.
Из шести говорящих статуй в Риме наиболее известной является избитая статуя в эллинистическом стиле, датируемая III веком до нашей эры, называемая Паскуино. На ней и было размещено громкое заявление по поводу действий Папы Римского Николая V.
Истинное назначение статуи
Статуя была обнаружена в районе Парионе в Риме в XV веке и установлена на углу Палаццо Браски. Каждый год в день Святого Марка власти организовывали своего рода латинский литературный конкурс, и на статуе были размещены стихи, но иногда некоторые местные жители продолжали размещать записи с критикой вне соревнований. Таким образом, Паскуино стал первой говорящей статуей Рима.
Гневные заявления и недовольства обычно выкладывались ночью под покровом темноты, поэтому, когда на следующее утро люди собирались вокруг статуи, они могли прочитать записи и посмеяться до того, как власти удаляли эти обращения.
Чтобы положить конец этой практике, папа Адриан VI угрожал бросить статую Паскуино в Тибр, но передумал, опасаясь насмешек за наказание статуи. Вместо этого были применены строгие законы, и Паскуино был поставлен под наблюдение. Это имело непреднамеренные последствия обращения людей к другим статуям.
Паскуино в наши дни
Статуя до сих пор используется для публикации сообщений, высмеивающих власть. В 2011 году, в ответ на скандалы вокруг тогдашнего премьер-министра Сильвио Берлускони, сообщения стали появляться в виде небольших заметок. «Италия - не бордель», – гласила одна, и «тело Италии не продается», – выражала суть другая. Когда статуя Паскуино была завернута во время реставрации, появилась заметка: «Вы можете хорошо завернуть Паскуино, но он никогда не заткнется».
Pasquinade – актуальное слово сегодня, используемое не только в Италии, но и во всем мире. Оксфордский словарь расшифровывает его как сатиру или шутку, первоначально показанную или доставленную в общественном месте.
Статуя Марфорио
Колоссальная статуя бога реки у подножия Капитолия по имени Марфорио вскоре стала второй говорящей статуей. Чтобы добавить изюминку в насмешки по поводу действий властей, обе статуи начали разговаривать друг с другом. Марфорио однажды спросил: «Пасквино, почему правительство так не любит свой народ?», на что Паскуино ответил: «Потому что они считают нас своими рабами».
В другой раз статуи издевались над Камиллой, сестрой папы Сикстуса V, которая была крестьянского происхождения, но начала принимать статус дворянки. На вопрос Марфорио: «Эй, Паскино, почему твоя рубашка такая грязная? Вы похожи на торговца углем!», Паскино ответил: «Что я могу сделать? Моя прачка примерила образ принцессы!»
Одно из самых известных заявлений было сосредоточено вокруг папы Урбана VIII Барберини, у которого бронза из Пантеона была расплавлена для использования в базилике Святого Петра. Критикуя его действия, кто-то писал: «То, что варвары не делали, Барберини делает».
В 1679 году под предлогом сохранения прекрасной античной статуи Марфорио разместили во дворе Нового дворца, где она и сохранилась до наших дней. Статуя, вырезанная в I веке, изображает лежащего бородатого речного бога, который в прошлом определялся по-разному. Это был и Юпитер, и Нептун и Тибр.
Фонтан дель Бабуино
Это статуя, изображающая Силена (божество, наполовину человека и наполовину сатира). Римляне называли эту фигуру «бабуино», потому что считали ее уродливой и деформированной.
Фонтан дел Факкино
Его также называют «фонтан портер». Статуя-фонтан была создана в конце XVI века и изображает человека, который продавал воду из общественных фонтанов, нося ее и предлагая каждому встречному. Оба фонтана также были местами, где выкладывались насмешки над властями.
Бюст Мадам Лукреции
Одна из шести говорящих статуй Рима – это бюст Мадам Лукреции. Она впечатляющих размеров. Статуя имеет высоту 3 метра и расположена на цоколе в углу площади между Палаццо Венеция и базиликой Святого Марка.
Статуя сильно изуродована, но, вероятно, представляет египетскую богиню Изиду. Псевдоним относится к благородной женщине, жившей в XV веке, Лукреции Даланья. По легенде, она была любовницей неаполитанского короля Альфонсо Арагонского.
Статуя Аббат Луиджи
Эта безголовая статуя человека, держащая свиток, вероятно, римского магистрата или оратора поздней имперской эпохи. Она была названа Аббатом Луиджи из-за сходства со священнослужителем. Это последняя говорящая статуя Рима. Надпись на ее цоколе свидетельствует о болтливости Аббате Луиджи.
Она гласит: «Я был гражданином Древнего Рима. Теперь все зовут меня Аббат Луиджи. Вместе с Марфорио и Паскуино я завоевываю вечную славу городской сатиры. Я получал оскорбления, позор и погребение, пока здесь не нашел новую жизнь и, наконец, безопасность».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?