Международное гуманитарное право (далее - МГП) руководствуется соображениями человечности, гуманизма и смягчения человеческих страданий. Оно включает в себя набор правил, установленных договором или обычаем, направленным на защиту лиц и имущества, которые затронуты (или могут быть затронуты) вооруженным конфликтом, и ограничивает права его сторон использовать методы и средства ведения войны по их выбору. МГП включает Женевские и Гаагские конвенции, а также последующие договоры, прецедентное право и обычное международное право. Оно определяет поведение и ответственность воюющих сторон, нейтральных стран и отдельных лиц, участвующих в военных действиях, в отношении друг к другу и к защищенным лицам - как правило, некомбатантам. Гуманитарное право призвано сбалансировать соображения гуманности и военной необходимости, постепенно подталкивая правила ведения войн к верховенству права. Оно ограничивает разрушительный эффект войны и смягчает человеческие страдания. Но каким бы развитым ни было гуманитарное право, войны от этого никуда не деваются.
Война и военные преступления
Вопросы войны имеют ключевое значение для этой юридической отрасли. Серьезные нарушения международного гуманитарного права называются военными преступлениями. МГП (jus in bello) регулирует поведение вооруженных сил во время войны или вооруженных конфликтов. Оно отличается от jus ad bellum, которое регулирует поведение во время войны и включает преступления против мира и агрессивные методы ведения войны. Вместе jus in bello и jus ad bellum составляют два столпа, на которых стоит международное право, регулируя таким образом все аспекты вооруженных конфликтов. Защита международного гуманитарного права осуществляется различными интернациональными организациями.
Юридические обязательства
МГП является обязательным для стран, связанных соответствующими договорами. Право - гуманитарная наука, и потому договоры и письменные законы являются его основными орудиями. Существуют, однако, и неписаные правила ведения войны, многие из которых были озвучены еще во время Нюрнбергского трибунала.
Международное гуманитарное право действует на основе строгого разделения норм, применяемых во внешних и внутренних вооруженных конфликтах. Эта дихотомия, однако, в свое время широко критиковалась.
Связь с правами человека
Отношения между международным правом в области прав человека и международным гуманитарным правом оспариваются среди ученых. Это обсуждение является частью более широкой дискуссии на тему фрагментации международного права. Хотя ученые-плюралисты понимают международное право как нечто отличное от МГП, сторонники конституционного подхода рассматривают последнее как разновидность первого.
Международное гуманитарное право применяется только во время вооруженного конфликта. С другой стороны, более системный подход настаивает на том, что оно представляет собой отрасль международного права в широком смысле этого слова, поскольку включает общие нормы, касающиеся всех стран без исключения, а также специальные правила, которые применяются к определенным ситуациям, таким как вооруженный конфликт и военная оккупация или по отношению к определенным группам людей, включая беженцев (например, Конвенция о статусе беженцев 1951 года), детей (Конвенция 1989 года о правах ребенка), и военнопленных (Третья Женевская конвенция 1949 года).
Закон Гааги и Закон Женевы
Современное международное гуманитарное право состоит из двух исторических потоков:
- Закон Гааги, о котором уже упоминалось как о законе войны.
- Закон Женевы, или гуманитарное право.
Эти два потока получили свое название в честь ряда международных конференций, на которых были составлены договоры, касающиеся войны и конфликтов, в частности, Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, и Женевских конвенций, первая из которых была составлена в 1863 году.
Систематические попытки ограничить разрушительный потенциал войны начали развиваться лишь в XIX веке. Это было связано с меняющимся взглядом на войну под влиянием идей Просвещения и развитием более разрушительных средств ее ведения. Цель войны состояла в том, чтобы победить вражеское государство, что можно было бы сделать, выведя из строя вражеских комбатантов. Таким образом, устанавливалось различие между комбатантами и гражданскими лицами, а также требование о том, чтобы раненых и захваченных вражеских комбатантов содержали с учетом норм международного гуманитарного права. Человечество добилось колоссальных успехов на этом поприще, но военные преступления все еще остаются актуальной проблемой.
История гуманитарного права
Тем не менее даже в разгар кровопролитных исторических конфликтов часто появлялись призывы к введению гуманных правил защиты жертв вооруженных конфликтов: раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Эти правила и призывы относятся еще к древним временам.
В Ветхом Завете Царь Израиля предотвращает убийство взятых в плен солдат, следуя увещеванию пророка Елисея, чтобы затем их освободить. Отвечая на вопрос короля, Елисей сказал: «Ты не убьешь их. Ты убил тех, кого ты взял в плен с мечом и луком твоим, поставил перед ними хлеб и воду, чтобы они могли есть и пить, пусть же идут к своему хозяину».
В Древней Индии есть записи (например, законы Ману), описывающие типы оружия, которые не следует использовать: «Когда сражаешься со своим врагом в бою, пусть он не ударяет оружием колючим, отравленным или пылающим огнем». Существовало также правило не бить евнуха и мирного человека, сгибающего руки в мольбе о пощаде. Запрещалось атаковать спящих, обнаженных, безоружных и тех, кто не участвует в битве.
У мусульман
Исламский закон гласит, что некомбатанты, не принимающие участия в битвах, например, женщины, дети, монахи и отшельники, престарелые, слепые и безумные, не должны подвергаться насилию. Первый халиф, Абу Бакр, провозгласил: «Не калечьте. Не убивайте маленьких детей, стариков или женщин. Не обрезайте головы и не сжигайте их. Не вырубайте плодовые деревья для пищи». Исламские юристы считали, что заключенного нельзя убивать, поскольку он «не может нести ответственность за действия воюющей стороны».
Но нельзя отрицать того, что нравы мусульман всегда отставали от европейского гуманитарного права. Исламский закон не щадил всех некомбатантов. В том случае, если кто-то отказывался обратиться в ислам или заплатить альтернативный налог, мусульманам разрешали убивать любого из них, комбатантов или некомбатантов, при условии, что они не были убиты подло или с применением пыток.
Классификация гуманитарных норм
Наиболее важным антецедентом МГП является действующее Соглашение о перемирии и урегулирование войны, подписанное и ратифицированное в 1820 году между властями тогдашнего правительства Великой Колумбии и начальником Экспедиционных сил испанской короны в венесуэльском городе Санта-Ана Трухильо. Этот договор был подписан во время войны за независимость Великой Колумбии, являясь первым в своем роде на Западе.
Однако только во второй половине XIX века был инициирован более систематический подход. В Соединенных Штатах иммигрант из Германии Фрэнсис Либер разработал кодекс поведения в 1863 году, известный как Кодекс, для армии Союза во время Гражданской войны в США. Кодекс Либера включал гуманное отношение к гражданскому населению в районах конфликтов, а также вводил запрет на казнь военнопленных. Это была первая в истории имплементация гуманитарных прав человека по современному принципу.
К примеру, во время Крымской войны ряд таких лиц, как Флоренс Найтингейл и Генри Дюнан, генуэзский бизнесмен, работавший с ранеными во время битвы при Сольферино, приложили гораздо более систематические усилия по предотвращению страданий жертв войны. Дюнан написал книгу, которую он назвал «Память о Сольферино», описав в ней ужасы, увиденные собственными глазами. Его отчеты были настолько шокирующими, что они привели к созданию Международного комитета Красного Креста (МККК) в 1863 году и созыву конференции в Женеве в 1864 году, в которой была разработана Женевская конвенция об улучшении состояния раненных в армиях на поле.
Принцип гуманности
Закон Женевы напрямую вдохновляется принципом гуманности. Он относится не только к тем, кто не участвует в конфликте, но и к военнослужащим. Он обеспечивает правовую основу для защиты и гуманитарной помощи, осуществляемой беспристрастными гуманитарными организациями, такими как МККК. Подобные организации и имплементируют нормы гуманитарного права. Они являются его основными выразителями и часто играют роль своего рода компетентных органов.
Базовые положения международного гуманитарного права
- Лица, участвующие в боевых действиях (вне боя) и те, кто не участвует в военных действиях в условиях вооруженного конфликта (например, нейтральные граждане), должны быть защищены при любых обстоятельствах.
- Раненых и больных должно выхаживать и защищать всем сторонам конфликта. Эмблема «Красного Креста» или «Красного Полумесяца» должна уважаться как знак защиты.
- Захваченные лица должны быть защищены от актов насилия и репрессий. Они имеют право переписываться со своими семьями и получать помощь.
- Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
- Стороны конфликта не имеют неограниченного выбора методов и средств ведения войны.
- Стороны конфликта всегда проводят различие между комбатантами и некомбатантами.
- Нападения должны быть направлены исключительно против законных военных целей.
Наказание за нарушения
Во время конфликта наказание за нарушение законов войны может состоять из конкретного, преднамеренного и ограниченного нарушения законов войны в качестве возмездия.
Комбатанты, нарушающие конкретные положения законов войны, теряют юридическую защиту и статус, предоставляемый им в качестве военнопленных, но только после того, как они столкнулись с компетентным трибуналом. В этот момент они становятся незаконными комбатантами, но все равно должны подвергаться исключительно человечному обращению и в случае суда не должны лишаться прав на справедливое и системное судебное разбирательство.
Шпионы и террористы
Шпионы и террористы охраняются только законами войны, если «власть», которая их удерживает, находится в состоянии войны, и до тех пор, пока они не станут «незаконными комбатантами». В зависимости от обстоятельств они могут подчиняться гражданскому праву или военному трибуналу за свои действия. На практике они часто подвергаются пыткам и казни. Законы войны не одобряют и не осуждают такие акты, выходящие за рамки их действия. Шпионы могут быть наказаны только после суда, если они захвачены после воссоединения своей армии, их следует рассматривать как военнопленных. Подозреваемые в терроризме, захваченные в ходе вооруженного конфликта, без участия в военных действиях, могут быть задержаны только в соответствии с ГК IV и имеют право на регулярное судебное разбирательство. Страны, подписавшие Конвенцию ООН против пыток, обязываются не применять пытки ни по какой причине.
После окончания конфликта лица, совершившие какое-либо нарушение законов войны, и особенно зверства, могут быть привлечены к ответственности за военные преступления в рамках закона.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?