До недавнего времени мир искусства был гудящим ульем глобальной активности с постоянно растущим числом художников. Наряду с кураторами, дилерами и коллекционерами они посещали выставки, художественные ярмарки, биеннале, открытия галерей и музеев. Однако COVID-19 мгновенно выключил всю эту бурлящую жизнь. Будущее искусства и творчества всегда сложно предсказать, но сейчас, кажется, это стало совсем невозможным. Никто не знает, как будет выглядеть мир после коронавируса. Однако также мы знаем, что великое искусство возникло на почве социальных катастроф.
История искусства и великие катастрофы
Великолепная «Пьета» Тициана была одной из последних картин, написанных до смерти художника от чумы в 1576 году. Эдвард Мунк, переживший эпидемию гриппа в 1918 году, написал свой незабываемый «Автопортрет после испанского гриппа» годом позже. А работа Дэвида Войнаровича "Без названия (Горящий дом)» - это одно из самых впечатляющих визуальных воспоминаний об эпидемии ВИЧ в 80-х годах.
Многие художники сегодня, не имея возможности попасть в свои студии или купить необходимые материалы, экспериментируют и ищут новые варианты. Во многих случаях приходится использовать то, что находится под рукой. Маурицио Каттелан в своем бунгало в Коста-Рике использует сахарную воду, мед и оливковое масло, чтобы привлечь муравьев и сделать с помощью них живые рисунки. До недавнего времени художница из Нью-Йорка Ализа Нисенбаум рисовала посетителей из местного клуба сальсы, куда она ходила танцевать. Теперь, не имея такой возможности, она вынуждена снова вернуться к рисованию гуашью на своей кухне.
Художники и вирус
«После обеда я совершаю длительные прогулки и часто во время них задаюсь вопросом о том, как люди общаются сейчас, - говорит Нисенбаум. - В основном я общаюсь с друзьями через интернет. Также мы аплодируем врачам каждый вечер в 8. Интересно, как изменится общество после того, как все закончится? Как ситуация повлияет на наши обязательства друг перед другом? Возможно, после этой вынужденной паузы мы выйдем в общество с новыми правилами, новыми способами быть вместе. Я надеюсь, что люди станут сплоченнее и добрее друг к другу».
Еще одна художница Джулия Берета после начала карантина отменила все свои поездки, упаковала семь больших картин и привезла их в резиденцию художников Denniston Hill. «У нас совместный карантин, - говорит она - Я пишу картины, провожу уроки онлайн, часто хожу в походы и готовлю еду. Мой дом - это прибежище. В последний раз я рисовала здесь после 11 сентября. Здесь мне очень хорошо работается - ничто не мешает концентрироваться. Это редкость - иметь такую возможность».
Как быть художником во время вируса
«Живопись во время коронавируса не так уж сильно отличается от живописи до пандемии, - говорит Элизабет Коромба. - Самоизоляция не так уж сильно отличается от той изолированной жизни, которую я вела до этого. Но время от времени это заставляет меня чувствовать себя бесполезной. В такие моменты мое искусство кажется мне легкомысленным, ненужным и несущественным. Однако я борюсь с этими мыслями. Я знаю, что живопись не так важна, как спасение людей. Но моя работа тоже значима, поскольку я приношу в этот мир больше красоты».
Искусство и карантин
Сейчас интернет стал новым миром, виртуальным выражением реальности. Закрытые галереи проводят онлайн-просмотры, дают интервью и открывают виртуальные экскурсии. Музеи предлагают всем желающим увидеть произведения искусства в цифровом виде. Продажи не прекратились: Sotheby’s недавно похвастались тем, что продали самую дорогую картину за все время своей работы. Естественно, отражение ситуации в мире видно и в искусстве.
Тем не менее многих художников настиг кризис, связанный с тревожной ситуацией в мире. «Прямо сейчас я слишком нервничаю и чувствую себя неуверенно, - говорит Шера Хьюз. - Я не знаю, как организовать свой день. Кроме того, довольно унизительно, что все в моей жизни изменилось так быстро из-за внешних обстоятельств».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?