Античное искусство по праву считается основой для искусства на последующих исторических этапах его эволюции. На его принципах основывается и европейское искусство современности. А Санкт-Петербург как город-музей использует в своей "экспозиции" мотивы и классические его основы для создания уникальных архитектурных и скульптурных шедевров. В этой статье мы попробуем рассказать кратко об искусстве Древнего Рима.
Греческое в римском
После захвата римлянами греческих колоний на юге Апеннинского полуострова началось формирование Великой Римской империи. В ходе завоевательных походов Рим увеличивал свои территории за счет территорий захваченных государств. При этом культура и искусство Рима также претерпевали изменения, обогащаясь традициями присоединенных народов.
Среди основополагающих культур, на которых базировалась римская культура, а, значит, и римское искусство, было классическое наследие Древней Греции. В условиях синкретичности греческого искусства, воспринятого римлянами, в нем нашли отражение и верования, и представления об окружающем мире. Потому в римской скульптуре и рельефах мы встречаем греческих богов под новыми именами. Разумеется, не все они абсолютно синонимичны первоисточникам: имеют новые функции, новые сюжеты мифов, даже копии греческих статуй отличаются отсутствием тепла бежеватого мрамора, так как выполняются из местных сортов холодно-белого.
Новости архитектуры
Искусство и культура Древнего Рима наиболее показательно представлены в произведениях архитектуры. Здесь нашли отражение особенности организации жизни в империи. Его можно разделить на четыре основных направления:
- культовая архитектура
- общественная
- развлекательная
- жилая.
К культовой архитектуре относятся многочисленные храмовые сооружения: от языческих (например, Пантеон) в Риме до христианских (многочисленные базилики).
Однако первоначально форма базилики использовалась в общественной архитектуре - для различных городских учреждений. и только потом была модернизирована под культовые постройки путем присоединения ближе к восточному концу дополнительного поперечного нефа - трансепта.
К развлекательной архитектуре относятся многочисленные амфитеатры, строившиеся во всех городах империи для проведения гладиаторских боев и травли зверей. Самым крупным памятником этого назначения является знаменитый ll Colosseo (в переводе с итальянского - Колоссальный), нам более известный как Колизей.
Жилая архитектура включала в себя три типа жилищ:
- домусы;
- инсулы;
- виллы.
Первые относятся к типу семейных жилых домов и занимают в городской застройке прямоугольные участки. Жизнь в них скрыта от глаз чужих людей. И разрастаются они не вверх, а в глубь улиц. Имеют внутренний двор-перестиль и главное помещение - атриум, в котором в ларариуме хранятся маски и статуэтки предков. Есть в атриуме и бассейн-имплювий с отверстием над ним в потолке - комплювием, которые являются напоминанием о жертвенных ямах на форумах.
Инсулы - это далекие предки доходных домов 19 века. Они имели до шести этажей, а в первом располагались лавки - таберны.
Виллы - загородные имения знатных и богатых римлян. Дом в имении по своему строению напоминал домус. Но имел рядом сад, где перед домом обязательно был бассейн - писцина.
Стили в оформлении интерьеров
Особенности основных периодов искусства Древнего Рима нашли отражение и в искусстве его отдельных городов, например Помпей.
Декоративно-прикладное и живописное оформительское искусство в древнеримской архитектуре прошло четыре этапа. Поскольку они были вычленены в ходе изучения декора жилых домов в музее под открытым небом - Помпеях, то и стили получили название "помпейские".
Первый помпейский стиль - "инкрустационный" - подразумевал использование мелкокубиковых мозаик на исторические сюжеты, изображение архитектурных элементов. В оформлении широко использовались яшма и цветной мрамор, а также разнообразные полудрагоценные и природные камни.
Второй помпейский стиль условно можно назвать "архитектурным", так как в качестве основных объектов изображения служили архитектурные постройки, выполненные с использованием перспективного письма. Использовались и иллюзии, например, изображения человеческих фигур за "приоткрытыми дверьми".
Третий помпейский стиль - "орнаментальный" - характеризуется возвратом к плоскостному изображению. В этот период плоскость стены делилась тоненькими нарисованными колоннами на прямоугольные зоны. Средняя часть отделялась бордюром с изображениями оленей, птиц, растений - чаще винограда. Каждый участок закрашивался темным цветом (синим, красным, зеленым), в прямоугольниках размещались небольшие фресковые "картины" сюжетного характера. Сюжетом обычно служило содержание мифов возвышенного характера.
Четвертый помпейский стиль можно рассматривать как синтез элементов второго и третьего стилей. Здесь умело сочетается перспектива и орнаментальность. Однако, стиль явно перенасыщен деталями. Но именно это давало возможность мастерам проявить свою фантазию. Тем более, что и цвета использовались яркие и насыщенные.
Лесть и власть
Лесть "поселилась" в произведениях искусства Древнего Рима уже в период ранней империи при императоре Августе. В героических статуях император изображен предводителем народа, что выглядит неправдоподобно. Да и в роли полководца он выглядит несколько странно, если учитывать особенности его физического развития и моральных качеств.
Не менее лживыми смотрятся статуи ничтожнейшего римского императора Коммода, которого скульпторы изображали в виде Геракла, опирающегося на гигантскую палицу.
Императоров часто в искусстве обожествляли. Так, Нерву изображали в облике верховного бога Юпитера. Но, по сравнению с изображениями в облике богов египетских фараонов, такие изображения Нервы выглядят фальшиво.
Однако, если снять с изображаемых их одежда и убрать атрибуты, то мы увидим совсем иную картину: людей, отмеченных немощами и обремененных пороками. Так что нельзя утверждать об отсутствии в римской скульптуре натуралистичности.
Особое значение в развитие этой темы внес изобретенный римлянами скульптурный портрет. Но все портретные изображения весьма противоречивы: с одной стороны кажутся вполне реальными людьми с их страстями и переживаниями, с другой же - совершенно безжизненны.
Триумфальные памятники в древнеримской архитектуре
Одним из новых и важнейших направлений в архитектурном искусстве Древнего Рима стало возведение триумфальных памятников - арок и колонн.
Арки играли и вполне утилитарную роль - под их сводами проезжали римские легионеры, одержавшие очередную славную победу в битве с армиями других государств. Во главе войска на праздничной колеснице ехал триумфатор - полководец, возглавлявший римские легионы в военном походе. От слова "триумф" - "победа" и стали называться сооружения, посвященные самым значимым событиям войн. В дальнейшем триумфальные арки стали возводить и по иным случаям: при входе в амфитеатр, при постройке акведука или дороги и т. д. Иногда они выполняли и мемориальную функцию.
Триумфальные колонны служили символом прославления императоров и полководцев древнего римского государства периода империи.
Еще один тип триумфальных сооружений искусства Древнего Рима - трофеи. Они представляли собой высотные мавзолеи, увенчанные на верхушке пирамиды статуей императора, и устанавливались на границах побежденных государств или в местах крупных победоносных сражений.
Спа в Древнем Риме и декоративно-прикладное искусство
Спа-процедуры очень популярны в современном обществе. Но мало кто задумывается, где они впервые стали модными и востребованными. Произошло это еще в период развития культур древних цивилизаций: Египта, Греции, Рима. Но тем более, мало кто связывает эту традицию с развитием искусства. Однако, именно в связи с культом человеческого тела стало развиваться искусство строительства и оформления терм. Здесь мы сталкиваемся как с искусством архитектуры, так и с живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.
Любая терма начиналась с "прихожей" - аподитерии. В следующем зале для посетителей был устроен бассейн, размерами сопоставимый с небольшим озером. В термах были холодные, теплые и горячие бани с чашами-бассейнами, гимнастические залы, залы для отдыха и общения, трапезные и библиотеки, даже комнаты с театральными подмостками.
Термы строились по указанию императоров для народа и были бесплатными. Они как по размеру, так и по оформлению более напоминали дворцы. В их декоре использовались богатейшие мозаики, фресковые росписи, скульптурные изображения атлетов. Да и сам термальный "ритуал" вполне можно сравнить с искусством.
Эволюция мозаичного искусства
Мозаика - один из знаменитых видов изобразительного искусства Древнего Рима в истории развития культуры цивилизации. Ее виды достаточно многообразны как по используемым материалам (камень, стекло, раковины, смальта), так и по технологиям. Наиболее предпочтительными в древнеримском искусстве были мозаики из природных камней и мрамора. Их использовали, прежде всего, для оформления пола и стен в домах и храмах. Они были не только красивы, но и прочны. Многие сохранились до нашего времени.
Из различных мозаик выделяются два вида по использованию цветовой гаммы: монохромные (два цвета) и полихромные (три и более цветов). В обоих случаях фон традиционно выкладывался крупной галькой разнообразной формы и размера, а рисунок (как правило, геометрический орнамент) более мелкой.
Встречались среди римских мозаик и сюжетные картины с большим количеством действующих лиц. И даже портретные изображения. Популярны были батальные сюжеты и анималистика, в том числе морская. Среди подобных мозаик особо следует выделить напольные панно в "прихожей" домусов, где изображались сторожевые собаки на цепи.
Многие сюжетные картины дополнялись растительными венками, гирляндами или орнаментами.
Искусство римского навигационного дизайна
Прогуливаясь по улочкам раскопанных Помпей, можно увидеть, что уже в искусстве Древнего Рима существовало искусство навигационного дизайна. К нему можно отнести как несложные таблички на фасадах домов, так, и необычные изображения на булыжниках мостовой, а также скульптурные изображения навигационного назначения на перекрестках улиц. Такие изображения вам непременно покажет экскурсовод во время экскурсии в Помпеях.
Театральное искусство Древнего Рима
В театральном искусстве выделяются три основных направления: народный театр, культовый и светский. Развивается в Древнем Риме и ораторское искусство.
К народному театру можно отнести праздничные действа, связанные с окончанием уборки урожая, в ходе которых крестьяне исполняли фесценнины, шуточно-бранные песенки - в диалогической игровой форме между двумя группами земледельцев. Сюда же можно отнести и зарождающееся искусство бродячих актеров - гистрионов.
В результате усиления влияния греческой культуры к одному из триумфальных празднеств было принято решение о постановке греческой трагедии на латинском языке. Случилось это в 240 г. до н. э. Режиссером постановки стал Луций Ливий Андроник. Он же был и ее единственным актером. Именно тогда и возникла традиция римского театра не использовать в спектаклях хор. Именно Ливий Андроник стал основателем нового театрального жанра - "комедии плаща", названной так потому, что актеры играли в греческих плащах в качестве сценических костюмов. Его последователями стали Тит Макций Плавт и Публий Теренций.
Плавту принадлежит идея активного использования музыки в сценических постановках. Спектакли становятся музыкальными: кроме диалогов здесь звучат и песенные номера - дуэты, трио, арии. Он же ввел в сюжет подробности из римской реальности, что сделало спектакли более живыми и близкими римскому зрителю. Изменился и язык комедий - стал более жизненным и понятным.
Меньшую часть репертуара римского театра занимали трагедии. В основном, их автором был Сенека. Они имели пятичастное деление. На сцене одновременно не находилось более трех актеров. Сюжеты основывались всего на двух ведущих проблемах:
- превратность человеческой судьбы, неподвластной даже богам;
- человеческие страсти, несущие гибель, если выходят из-под контроля разума.
В трагедиях Сенеки обязательно должен был присутствовать хор. Он выступал в роли комментатора событий. Постановки Сенеки изобилуют магией, колдовством, ужасами и жестокостями.
Римские спектакли не были состязательными. Чтобы их посетить, не нужно было платить за место. До 55 г. до н. э. театр не имел специальных зданий. Сюжеты не были связаны с культом богов, а касались триумфальных праздников и событий.
Музыкальное искусство
Музыкальное наследие Древнего Рима также можно разделить на несколько направлений. Народная музыка - это триумфальные, свадебные, застольные, поминальные песни. Они обычно исполнялись под музыкальное сопровождение тибии - разновидности флейты.
Популярными были культовые песни-игры салиев, обращенные к главным римским богам. Также сюда относятся и песнопения "арвальских братиев" - представителей жреческого сословия: молитвы и гимны.
Светская музыка активно развивалась в римском государстве в период классицизма. Она характеризовалась активным увлечением музыкой всех знатных римлян. Успехом пользовались публичные концерты, состязания музыкантов-виртуозов. Особое уважение в этот период оказывалось учителям музыки.
Украли или сохранили?
Этот вопрос волновал и до сих пор волнует всех, кому интересно искусство Древней Греции и Рима. Ведь явно прослеживающиеся традиции этрусков и греков могут восприниматься как плагиат. Однако, скульптуры, скопированные некогда римлянами с греческих подлинников, сохранили для нас многие исчезнувшие со временем греческие оригиналы. Без возможности пользоваться идеями и опытом греческих архитекторов и классической архитектуры Греции никогда не были бы построены знаменитые храмы Рима. Греческие сюжеты трагедий и комедий стали основой и древнеримского театра, однако сильно измененной и приближенной у римскому менталитету.
Римское искусство, будучи наследником греческого и этрусского, творчески их переосмыслившее в соответствии с традициями и особенностями культуры Великой империи, создало свое уникальное искусство и сохранило с его помощью греческое наследие.
Раннехристианское искусство Древнего Рима
Христианская церковь также наложила свой отпечаток на развитие древнеримского искусства. Не разрушив храм всех языческих богов - Пантеон, а приспособив его под свой культ, она спасла для человечества уникальный памятник древнеримской архитектуры. Использовав форму базилики для создания христианских храмов, она сохранила и эти сооружения для европейской культуры. С укреплением христианской религии претерпели изменение и мозаики - стали использоваться иные материалы и технологии, сюжеты Библии и Евангелия. Обогатили эти сюжеты и искусство фресковых росписей. Следует отметить, что особую роль в сохранении античного наследия и развитии христианской составляющей искусства Древнего Рима сыграл римский император Константин Великий.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?