Что такое женственность? Это слово хотя бы раз в жизни слышал каждый человек, но вот значение его в полном смысле понимаю не все. Пожалуй, самые лучший ответ на этот вопрос звучит так: женственность – это наличие «женского» в женщине, девушке.
Литература, в особенности классическая, всегда отличается глубиной идей и образов персонажей. И женский персонаж, конечно же, просто не может не присутствовать, он есть в любом романе, в любой повести и в любом рассказе или произведении. И век от века образ этот меняется в зависимости от взглядов и воспитания каждого последующего поколения, а также от замыслов автора, его идеи.
Так как же формировались женские образы в художественной мировой литературе? Рассмотрим этот вопрос более подробно.
От классики прошлых веков до современности – становление женского образа в мировой литературе
Права, обязанности, поведение женщин меняются от века в век. Раньше - сто, двести лет - назад отношение к женщине было непохожим на отношение сегодняшнее, оно прошло через множество исторических событий и изменений. Соответственно, поменялся и женский образ в литературе.
Вопросом о том, что такое женственность, люди задались не так давно – в начале XVIII века, когда впервые была опубликована книга Руссо «Эмиль». Именно в «Эмиле» впервые говорилось о «новой женственности», и книга имела большой успех во многом благодаря этому. После нее и заговорили о женщинах не так, как прежде – по-новому.
В Европе тех времен произведения, подобные «Эмилю», находили живой отклик. Рассуждения о женщинах и женственности, конечно же, не могли не наложить отпечаток и на литературу.
"Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!" Женщины в русской классике
Русская литература отлична от остальной классики тем, что авторы всегда стремились ставить перед персонажами и читателями важные жизненные вопросы, заставлять искать пути их разрешения, ответы на них, предельно реалистично описывать окружающую действительность. Хорошо эта тема раскрыта в произведениях Некрасова.
Писатели выносили на суждение читателей то, что сопровождает человечество из века в век: людские чувства.
И женскому образу в русской классической литературе уделено особое значение. Писатели-классики стремились изобразить женскую суть, сложные женские переживания максимально реалистично. Он, женский образ, проходит сквозь всю русскую литературу с начала XVII века – образ сильный, гармоничный, горячий и правдивый.
Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», главную героиню Ярославну. Этот прекрасный женский образ, наполненный лиризмом и красотой, великолепно иллюстрирует и общий образ женщины. Ярославна была самым настоящим воплощением верности и любви. В разлуке с супругом Игорем ее одолевает тяжелая печаль, но в то же время она помнит о своем гражданском долге: Ярославна глубоко скорбит о гибели Игоревой дружины. Она отчаянно взывает к природе с горячей просьбой помочь не только ее «ладе», но и всем его богатырям.
Именно автор «Слова о полку Игореве» первым создал глубокий женский образ в русской литературе – настоящий, женственный, но в то же время сильный и несгибаемый.
"Но я другому отдана; я буду век ему верна"
Еще один невероятный, запоминающийся и великолепный образ женщины воссоздал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» - образ Татьяны Лариной. Она буквально влюблена в русский народ, в русскую природу, в патриархальную старину, и эта ее любовь насквозь пронизывает все произведение.
Великий поэт создал женский образ в романе «Евгений Онегин» предельно простым и понятным, но цепляющим и уникальным. «Натура глубокая, любящая, страстная», Татьяна предстает перед читателем настоящей, живой и прекрасной в своей простоте, личностью цельной и сформированной.
О ее безответной любви к повесе Онегину знает только верная няня – больше ни с кем Татьяна не делится своими переживаниями. Но несмотря ни на что, она уважает супружеские отношения: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Татьяна Ларина довольно серьезно относится к жизни и к своему долгу, хоть и любит она не мужа, а Онегина. У нее сложный душевный мир, очень глубокие и сильные переживания – все это в ней взрастила тесная связь с русской природой и русским народом. Татьяна предпочитает мучиться от своей любви, но не нарушать нравственных устоев.
Лиза Калитина
Мастером в создании неподражаемых женских образов был и И. С. Тургенев. Он создал целый сонм прекрасных женщин, среди которых есть и героиня «Дворянского гнезда» Лиза Калитина – девушка чистая, строгая и благородная. В ней воспитано глубокое чувство долга, ответственности, честности и открытости – то, что делает ее похожей на женщин Древней Руси.
Женские образы в романе «Дворянское гнездо» поражают своим великолепием и простотой – светлые и глубокие, они заставляют читателя живо сопереживать героям.
Шолоховская эпоха
Женские образы, что были написаны пером М. А. Шолохова, ничуть не менее самобытны и прекрасны. Можно даже сказать, что он создал целую эпоху, целый новый мир, в котором женщины играют далеко не второстепенную роль.
Михаил Александрович писал о революции, о войне, об изменах и интригах, о смерти и власти. Есть ли среди всего этого место женщине? Женские образы в "Тихом Доне" весьма неоднозначны. Если одни героини являются главными, то другие на первый взгляд не играют значительной роли – но все же без них, без их судеб, характеров и взглядов нельзя до конца понять все то, что писатель хотел донести до читателя.
М. А. Шолохов создавал и порой откровенно противоречивые женские образы. "Тихий Дон" – прекрасное тому доказательство.
Настоящие и живые
Значительную роль в успехе и популярности "Тихого Дона" сыграла жизненность – автор очень умело сплел художественный вымысел с реальностью. И тут стоит отметить, что без правдивых образов этого бы не получилось. В романе нет однозначно «плохих» и однозначно «хороших» персонажей, все они такие, каковы и настоящие люди – в чем-то отрицательные, в чем-то положительные.
Женские образы в романе "Тихий Дон" тоже достаточно трудно назвать строго положительными или строго отрицательными. Нет, шолоховские девушки самые что ни на есть обычные люди: со своими переживаниями, жизненным опытом, чувствами и характером. Они могут оступиться, совершить ошибку, они, каждая по-своему, реагируют на несправедливость или человеческую жестокость.
"Тихий Дон" является одним из самых популярных классических произведений именно благодаря настоящим, живым персонажам, в том числе женским образам в романе. Дон-батюшка формировал характер не только казаков, но и отчаянных казачек.
Непростая Аксинья
Любовная линия "Тихого Дона" строится на одном из самых ярких и впечатляющих женских персонажей – на Аксинье Астаховой. Ее образ в романе весьма противоречив. Если люди считают ее нехорошей, падшей женщиной, не имеющей ни совести, ни чести, то для Григория она – любящая, нежная, верная, искренняя, готовая пойти ради него на что угодно.
Аксинья – девушка с непростой судьбой и нелегкими отношениями с миром и людьми. Ее еще совсем молодой выдали замуж за казака Степана, однако этот союз не принес ей ничего – ни счастья, ни любви, ни детей. Аксинья невероятно красива, горда и упряма, всегда и во всем она отстаивает свои интересы, даже в своей «неправильной» с точки зрения общественности любви к парубку Григорию. Ее отличительной чертой является честность – вместо того чтобы скрывать правду ото всех, она предпочла открыто ее показать и стоять на своем до конца.
Такие разные судьбы, такие сложные судьбы
У каждой героини романа М. А. Шолохова "Тихий Дон" своя непростая судьба, свой характер. Если писать по нему сочинение, женские образы нельзя упускать, ведь они составляют немаловажную его часть и делают таким, какой он есть.
Все героини отличаются друг от друга. Если описанная выше Аксинья твердая, честная и гордая, то Дарья противоположно другая – подчас резкая, нетерпимая, любящая легкую жизнь и не желающая признавать какие бы то ни было правила. Она не желает подчиняться – ни обществу, ни его правилам, ее не интересуют домашние дела, семья и каждодневные обязанности. Дарья любит погулять, повеселиться, выпить.
А вот Ильинична, мать Петра, Дуни и Григория, являет собой настоящее воплощение хранительницы домашнего очага. На первый взгляд может показаться, что ее роль в романе довольно незначительна, но именно в этот образ Шолохов вложил всю многогранность понятия «мать». Ильинична не только хранит очаг, но и сохраняет саму семью, поддерживает спокойствие, мир и взаимопонимание.
Любовь к врагу
Гражданская война унесла много жизней и поломала много судеб. Не стала исключением и Дуня Мелехова. Свое сердце она отдала Михаилу Кошевому, который был другом семьи. На войне он предпочел встать на сторону большевиков, и именно от его руки погиб старший брат Дуни Петро. Григорий же вынужден пуститься в бега и прятаться от него. Но ни это, ни даже запрет матери не смогли заставить Дуню разлюбить Михаила – потому что настоящая казачка влюбляется только раз в жизни и любовь ее всегда верная и преданная. Михаил Кошевой, виновник гибели одного из членов семьи, становится ее законным супругом.
Женские образы войны вообще крайне неоднозначны. Можно пожалеть или даже полюбить врага – того, кто принес в дом горе. Невероятная стойкость и неприсущая женщине мужественность – вот что отличает женские образы в русской классической литературе.
Девушка с ореховыми глазами
Лизавета Мохова – дочь купца Сергея Мохова. Каждым эта девушка воспринимается по-разному. И если для кого-то Лиза невероятно хороша собой и умна, то на других она производит противоположное впечатление: неприятный взгляд и мокрые ладони.
Лизавету воспитывает мачеха, которая не особенно ее любит, и это так или иначе сказывается на девушке. Да и характер у мачехи не сахар: нервный. Лиза общается с поварихой, а та далеко не представляет собой образец благонравия и пристойности. Вследствие чего и Лиза становится довольно распущенной и фривольной девицей, и это в корне меняет ее жизнь.
Сочинение «Женские образы в романе «Тихий Дон» обязательно должно содержать в себе описание жизни Елизаветы Моховой. Сам автор М. А. Шолохов сравнивает девушку с кустом волчьей ягоды, показывая ее свободной и такой же опасной.
Роковая ошибка
Решившись пойти на рыбалку с Митькой Коршуновым, Лизавета совершает роковую ошибку. Парень, не сумев устоять, насилует ее, и по деревне мгновенно распространяются сплетни. Митька хочет жениться на Лизавете, но отец, Сергей Мохов, отсылает ее на учебу. И жизнь девушки идет, можно сказать, под откос. К 21 году Лиза становится окончательно распущенной и морально разложившейся. Она живет с врачом-венерологом, а после, устав от него, с легкостью меняет на казака Тимофея, предлагая тому жить вместе. Для тех времен, когда разворачивается действие романа "Тихий Дон", такое поведение считалось недопустимым и крайне осуждалось общественностью.
Но и Тимофея Лизавета терпит сравнительно недолго. Она находит свою прелесть в частой смене партнеров, а к отцу не испытывает искренней дочерней любви. Ей нужны от него только подарки и деньги. Любить, быть честной, открытой – не в характере Лизы. Ей свойственны совсем другие черты, такие, как самолюбие, зависть, злоба, грубость. Только свое мнение она считает единственно верным и не придает значение ничему другому.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?