Макияж превратился в полноценное искусство уже в 18-м веке. Причем как женский, так и мужской. Дамам полагалось пользоваться белилами, подводить брови сурьмой, накладывать румяна. Мужчины пользовались тональными средствами и посыпали белилами парики. Им не возбранялось краситься.
Допетровское время
Вопреки расхожему мнению информация о первой декоративной косметике относится еще к допетровскому времени, сохранилось множество свидетельств, среди которых и портреты первых дам государства, например, Натальи Нарышкиной. Также в своих путевых заметках австрийский дипломат Августин Мейерберг упоминал русских женщин как больших любительниц пользоваться декоративной косметикой. Согласно его описаниям, женщины активно покрывали лицо и шею белилами, подкрашивали щеки и губы. Поэтому смело можно сказать, что правление Петра принесло новую моду на платья и костюмы, но никак не на косметику, которая уже существовала, причем в довольно развитой форме. Декоративная косметика уходит корнями в самое начало 18-го века.
Косметика Елизаветы
В середине 18-го века обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы был с официальным визитом в Италии и привез в подарок повелительнице великолепные жемчужные белила, очень качественные и дорогие. Всем желающим такого сокровища было не достать, поэтому все, кто мог, обращались к Анастасии Голицыной, младшей сестре Александра Голицына, который служил на тот момент в Гааге и мог выслать чудо-белила в Петербург. Она писала брату письмо с просьбой выслать помаду и белила, которые делают кожу очень светлой. Кстати, если посмотреть на многочисленные портреты самого Голицына, то можно с уверенностью сказать, что он сам пользовался белилами и румянами, и это очень ярко видно на портретах. В этом ничего удивительного нет, поскольку в те далекие времена мужчины пользовались благами зарождающейся индустрии так же активно, как и женщины.
Мужской макияж хорошо отлично представлен на портрете Михаила Ломоносова, и он не выглядит вульгарно, как это кажется нам.
Екатерина Великая
Через год после того, как Екатерина Великая взошла на престол, художник Федор Рокотов начал писать ее портрет. В день свадьбы Елизавета рекомендовала молодой девушке не злоупотреблять косметикой, чтобы сохранить свежесть и красоту юного лица, но щеки Екатерина Великая все же нарумянила. И на портрете кисти Рокотова румяна очень хорошо заметны. Время было довольно требовательное к женской красоте, поэтому не пользоваться белилами, румянами и пудрой было нельзя, для дам с высоким положением это даже считалось моветоном. Все мелкие дефекты можно было легко скрыть косметикой, превратить кожу в гладкую и чистую. Кроме того, косметика была своеобразным отличительным знаком, который говорил окружающим о статусе женщины.
Руководство по использованию
Однако нужно понимать, что технологии в те времена были в зачаточном состоянии и качество косметики было на низшем уровне. Чтобы белила были как можно белее, в них добавляли свинец, поэтому средство было опасно для здоровья. Конечно, со временем появились более легкие, щадящие средства на основе мела и крахмала, но они имели свои недостатки - плохо скрывали несовершенства. Вместе с косметикой появлялись и руководства по применению, все-таки производители понимали, что любая косметика для лица наносит вред ее здоровью и красоте. Одними из первых "профессиональных" советов по уходу за кожей стали те, которые рекомендовали перед использованием косметики наносить на кожу специальные лосьоны, а в конце дня стирать косметику. Интересно, что даже существовал специальный инструмент, который помогал удалить лишний слой пудры, если женщина немного с ней переборщила. Просто брали инструмент и соскребали лишнее с лица, как художник краску с холста.
Инструменты для нанесения
Мужчины активно пользовались пудрой, но и дамы не отставали. Ее наносили и на лицо, и на волосы. Например, графиня Урсула Мишек на портрете работы Дмитрия Левицкого изображена с высокой модной прической. Судя по всему, на такую красоту уходило не меньше полукилограмма пудры, с учетом того, что большая часть просыпалась на пол. Пудру наносили специальными пуховками и воздуходувками. Конечно, старались, чтобы пудра не попадала на другие части тела, продукт-то ценный, поэтому надевали маски и специальное белье. Наносили средство щедро, а вот излишки удаляли специальным ножом или кистью. Чаще всего пудра изготавливалась из пшеничной муки, но иногда в нее добавляли другие ингредиенты, поэтому цвет из белого превращался в светло-серый. На портрете графини это очень хорошо видно по оттенку волос, будто бы седому. Считалось, что такие оттенки молодят и придают лицу свежесть. Если представится случай взглянуть на портрет - присмотритесь.
Лучший продукт
Как ни странно, но такой статус получили обычные румяна. Если высокие европейские прически прижились при дворе на недолгий срок, то яркий румянец стал неотъемлемой частью внешнего вида красавиц того времени. Привлекали внимание не волосы, а щеки, алеющие, как распустившиеся маки. По воспоминаниям современников, считалось даже плохим тоном выйти в свет без румян. Изготавливали косметику из киновари и кармина. Первый - более дешевый вариант, наносил вред коже лица. Немного позже стали активно использовать шафран, который не наносил вреда и давал возможность играть с цветом, создавая оттенки от бледных до ярких.
Альтернативные варианты
Конечно, следовали моде и менее благородные дамы. Купчихи, крестьянки использовали румяна из более простых веществ, самым популярным из которых была свекла. Если присмотреться к парадным портретам того времени, то можно обнаружить легкое несоответствие между лицом и руками: лицо сильно набелено, а щеки щедро нарумянены. Более приторно смотрелись такие косметические ухищрения на женщинах дородных, полных, так как они и без того отличались хорошим цветом лица и румянцем.
Румяна наносили не только на щеки, но и под глаза для яркости взгляда, на виски и по контуру губ. Румяна наносили в самую последнюю очередь после завершения всего туалета, что было делом весьма сложным. Интересно, что в разное время дня использовались разные оттенки румян и цвета менялись публично. Не считалось зазорным поправить макияж в обществе. Иногда это выглядело довольно забавно, наблюдать, с каким усердием девушки наводят красоту, было делом очень интересным и развлекательным.
Потеря популярности
Что касается этикета, то в нем никогда не было определения возраста для использующих румяна. Ими с удовольствием пользовались и молодые девушки, и пожилые дамы. Форма изготовления румян, как и оттенки, тоже отличалась разнообразием. Можно было выбрать удобную для себя: в форме порошка, густой помады или окрашенные кусочки ткани и плотной бумаги, которыми просто терли нужный участок лица. Однако уже к концу 18-го века яркий макияж терял популярность, красавицы все больше отдавали предпочтение натуральности. Белила, пудра, румяна - все отошло на второй план, но, конечно, не исчезло полностью. Дамы по-прежнему пользовались косметикой, но старались делать это так, чтобы не бросалось в глаза. В 19-м веке румяна все еще присутствовали на туалетных столиках женщин, даже после того, как полностью вышли из моды. Когда нужно было позировать для официального портрета, женщины обязательно наносили румяна, чтобы придать лицу свежести.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?