В Санкт-Петербурге стартовал новый проект под названием «Новые городские художники». Уже сейчас несколько воспитанников интернатов с психоневрологическими особенностями развития нашли себя в жизни. Профессионалы современного искусства признали их художественный талант. Теперь их работы выставляются наряду с ведущими деятелями искусств. Каждый может прийти и полюбоваться на творчество этих особенных людей.
Шанс на развитие и творческий рост
Эти талантливые художники теперь могут работать с крупными выставочными площадками России, их работы раскупают глянцевые журналы. Однако так было не всегда. Еще не так давно об этих людях не знал никто, и выйти за пределы системы у них попросту не было шансов.
«Новые городские художники» – это первый проект, набирающий воспитанников спецучреждений. Отличие от всех предыдущих программ в том, что здесь не побуждали никого ничему учиться, а, наоборот, попросили людей показать, что они умеют. Отбор проходил предельно просто: перед молодыми людьми положили листы бумаги, краски, карандаши и попросили рисовать все, что придет в голову.
Самые оригинальные и талантливые работы были отобраны, 40 перспективных авторов пригласили поучаствовать в проекте. Их возили в профессиональную художественную студию, куратор занималась с ними живописью, они вместе посещали выставки и арт-события. Результаты стали видны уже очень скоро – молодые художники быстро «росли» в творческом плане, раскрывались с неожиданной стороны.
Главная идея – полная свобода авторов
Организатор этого неординарного проекта Евгения Штиль говорит, что главное для нее было вывести людей из социальной изоляции, помочь им снова контактировать с обществом. В стенах интернатов у них не было возможности реализоваться, теперь же об их таланте узнают много людей. Им не нужно больше сидеть взаперти, их ждет большое творческое будущее.
Евгения говорит: «Мы сами спросили их, что бы им хотелось, отметили их природный потенциал. Никто ничего из них не вытаскивал, учитывались только их желание и интересы. Эти люди и так погружены в себя по большей части. Теперь через свое прекрасное творчество они могут выйти из этого состояния. Это люди, у которых изначально высокий потенциал и настрой на жизнь, настоящую жизнь за пределами их учреждения. Вот почему именно они попали в нашу студию».
Каждый художник – часть великого целого
На Западе давно уже в почете творчество художников-самоучек. Особенно если это люди неординарной судьбы, с опытом, которого нет у других. Там это называется «аутсайдер-арт», однако Евгения подчеркивает, что такое название их участникам не слишком подходит. Это не аутсайдеры, а просто люди с особенностями восприятия мира, которые в плане творчества гораздо перспективнее многих «обычных» художников.
При поддержке куратора по творческому развитию в стиле стрит-арт Стаса Бакса проект поставил перед собой новую задачу – интеграцию необычного творчества художников-самоучек в признанное всеми искусство современности. Организаторы считают, что лишь полное перемешивание стилей «обычных» и «особенных» мастеров до полного растворения друг в друге приведет к успеху.
Субкультура не может быть массовой
Для людей, помогающих молодым художникам развиваться, важно, чтобы их аутентичное творчество полностью соответствовало понятию «современное искусство». Стас Бакс отметил, что они все время импровизируют, вместе творят каждый день что-то новое. Его задача – только немного помочь арт звездам открыть в себе новые грани, другие форматы творчества.
Евгения Штиль говорит: «Арт-аутсайдеры – это субкультура, как говорится, не для всех. Мы хотим, чтобы этот проект стал частью культуры. Хочется, чтобы эти люди творили для всех, для каждого, выставлялись в открытую, были на связи с миром». Евгения призналась, что они могли бы просто заниматься с особыми воспитанниками интернатов творчеством в стенах их заведений. Но тогда они бы не росли творчески, их работы не показывали бы в галереях.
Каждый художник – отдельный мир
Основная тема работ Тима Кумаритова – метрополитен Петербурга. Его серия работ, полностью посвященных подземке, была выставлена в мае 2019 года в ЦСИ имени С. Курехина. Ее даже внесли в собрание центра и в некоторые частные коллекции. Тим работает долго, продумывая тщательно каждое полотно, поэтому всего одна его работа представлена в последней выставке. На картине «Сон» художник изобразил не только поезд метро, но и приснившуюся ему свинью.
В студию для работы над картинами Демьян Печейко попадает лишь при сопровождении, живет изолированно. Он имеет много особенностей развития, но это не стало препятствием к занятиям живописью. Он создает натюрморты из любых бытовых предметов, которые его окружают. А потом срисовывает их. Картины этого неординарного художника есть в личных коллекциях Эмира Кустурицы и Ника Кейва.
Василиса Чоп имеет проблемы с памятью. Она может в деталях пересказать события прошлого лета, но не помнит, что было утром. Она пишет картины в виде геометрических фигур и цветовых пятен, которые она размещает в случайном порядке. Однако в итоге все это складывается в цельную картину, настоящий мини-шедевр.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?