Термин «лейтмотив» используется для анализа произведений, созданных представителями разных сфер искусства. Изначально он использовался музыковедами, но затем проник и в терминологический аппарат психологов, лингвистов, литературоведов.
Специалисты, представляющие эти научные направления, дадут разные ответы на вопрос, что такое лейтмотив. При этом они совпадут в утверждении, что лейтмотив – это главное в произведении независимо от того, является оно музыкальным или словесным. Именно благодаря лейтмотиву отдельные мелодии, слова, стихотворения в цикле, афоризмы в сборнике выстраиваются смысловое единство. Лейтмотив – это то, что цементирует создание музыканта или художника, писателя или поэта, складывая разрозненные фрагменты его замысла в законченную картину.
Лейтмотив в повседневной речи
В разговорной речи слово «лейтмотив» можно встретить достаточно часто. И так же нередко для обозначения мысли или настроения, которое пронизывает все произведение, используется метафора «красной нитью». Это образное выражение может быть использовано как синонимическое к понятию «лейтмотив».
Не задумываясь, что такое лейтмотив в плане его терминологического значения, это слово употребляют и для характеристики обыденных ситуаций, когда необходимо обозначить какие-то значимые тенденции в жизни человека или подчеркнуть доминирующие начала в его деятельности.
Происхождение термина
Описываемый термин ведет свое происхождение от родственного «мотив», в свою очередь используемого для обозначения повторяющейся темы в произведении. В немецкой теории музыки термин leitmotiv появился с подачи Рихарда Вагнера. Композитор нигде не уточнял, что такое лейтмотив, и сам не употреблял этот термин, но популяризировал прием доминантного повтора музыкального образа в своих операх, что стало рассматриваться как свойственный ему прием, средство построения музыкального произведения.
Лейтмотив в художественной литературе
Все литературоведы одинаково переводят с немецкого слово «лейтмотив» как «ведущий мотив». При этом употребляют термин в своих исследованиях в разных значениях. Лейтмотив – это в литературе и смысловая доминанта определенного периода, например, лейтмотив музыки в лирике Серебряного века. Это и художественный прием, используемый в конкретном произведении конкретного автора. К примеру, повторения в портретных характеристиках героев романа «Война и мир» Толстого. Так, лейтмотивом портрета Элен становятся ее «мраморные плечи», на которые писатель обращает внимание каждый раз, когда героиня появляется на страницах романа, а повторяющаяся деталь в описании княжны Марьи – ее «лучистые глаза».
При том что в романе могут то и дело воспроизводиться какие-то отдельные характеристики персонажа или детали обстановки, это не значит, что они составляют лейтмотив всего произведения. Доминирующие черты в создании одного образа будут давать лейтмотив его портрета. А он может работать или не работать на лейтмотив всего произведения в целом.
Лейтмотив романа «Война и мир» - идея исторического рока. Портреты исторических деятелей - Наполеона, Сперанского и других, которые являются игрушками в руках этой силы, способствуют реализации этой идеи. Другие портреты с их повторяющимися чертами связаны с другими мотивами – бытовыми, любовными, мистическими.
В художественной литературе лейтмотив совпадает с главной темой произведения. Но в произведении как в прозаическом, так и в стихотворном, параллельно с лейтмотивом может развиваться множество мотивов, имеющих свой план и свои вариации.
Лейтмотив в поэзии
Когда возникает необходимость определить, что такое лейтмотив стихотворения, литературоведы тоже расходятся во мнении. Так могут быть названы и доминирующее настроение в изображении события или явления, которому оно посвящено, и конкретная идея, которая в разных вариантах и словесном выражении входит в текст, создавая определенную смысловую доминанту.
В стихотворении лейтмотив может носить и звуковой характер: он основан на ритмических повторах, на интонационных дублях.
Особенно явно использование музыкальных возможностей лейтмотива в поэзии начала ХХ века. Экспериментируя со средствами других видов искусств, поэты Серебряного века использовали звуковые ряды и паронимические сочетания, чтобы на аудиальном уровне соединять ключевые моменты произведений в единый смысловой ряд.
Не только у символистов, которые считали музыку с ее многозначностью ведущим видом искусств, но и у футуристов встречается использование этого приема. Например, у В. Маяковского в сильных позициях названия встречаются примеры презентации лейтмотива через использование звуковых вариаций, которые в основном тексте получают дополнительное неоднократное подтверждение: «Небылицы в лицах», «Мой май», «Великолепные нелепости», «Летающий пролетарий».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?