Санаторий им. Орджоникидзе, некогда самый величественный курортный комплекс советской эпохи, постепенно превращается в заброшенный социалистический рай. Прошло уже почти 10 лет, как его закрыли на реконструкцию, которой до сих пор и не пахнет. К сожалению, совсем уж явно просматривается печать ненужности и полного запустения, которые вызывают боль и тоску за былым величием грандиозного ансамбля.
Некогда провинциальный город Сочи, который очень полюбил «Вождь всех народов» товарищ Сталин, получил свою популярность благодаря курортным комплексам, которые начали возводиться еще в 30-е годы прошлого века. Буквально за несколько лет город превратился во «всесоюзную здравницу», причем для простых тружеников Страны Советов.
Особое восхищение вызывают именно первые постройки, которые больше напоминают дворцы с великолепными парковыми территориями. В то время руководитель СССР искренне считал, что простой народ должен отдыхать и проходить курс оздоровления не просто в комфортабельных учреждениях, а именно в таких помпезных комплексах. Этим руководство страны стремилось показать всему миру, что в Советском Союзе очень ценят простого рабочего человека и ему тоже доступна такая роскошь.
Именно в 30-е годы прошлого века санаторный бум охватил все государственные ведомства, которые начали соревнование в роскошности строительства настоящих дворцов отдыха для своих подопечных. К такому положительному во всех отношениях соперничеству подключился и Нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе. В 1934 г. он лично выбирал площадку под строительство санатория, который впоследствии стал апофеозом всех архитектурных творений советского неоклассицизма, больше известного как «сталинский ампир».
Григорий Константинович Орджоникидзе, больше известный по политическому прозвищу Серго – был революционером, членом РСДРП и большевиком. Активно участвовал в революции в Персии (1909-1910), в вооруженном восстании в Петрограде, после Октябрьской революции - членом Реввоенсовета и политическим командиром Красной армии на некоторых фронтах. Несмотря на медицинское образование и дворянское происхождение, он стал организатором индустриализации страны и руководителем грандиозных строек (1930-1932 гг). В 1932-1937 гг. занимал высокий пост Наркома тяжелой промышленности СССР, которая именно при нем поднялась до невиданных высот.
После согласования со Сталиным проекта санаторного комплекса, сделанного архитектором Иваном Сергеевичем Кузнецовым, который предусмотрительно учел пристрастия вождя ко всему величественному и помпезному, началось грандиозное строительство. Несмотря на масштабность проекта, на его реализацию ушло всего лишь 3 года, и уже в конце 1937 г. он принял первых своих посетителей.
Что говорить о восхищении простых рабочих живущих в бараках, если даже спустя 80 лет современные посетители, попадая на территорию удивительного ансамбля, теряют дар речи, глядя на центральный корпус, украшенный портиком с шестью крупными коринфскими колоннами, помпезные лестницы, невесомые галереи с колоннами и росписью, а также необычные фонтаны.
Самым знаменитым и узнаваемым стал фонтан, украшенный скульптурной группой обнаженных «Танцующих вакханок» (это в целомудренное советское время!), созданный в 1939 г., который прославился на всю страну благодаря съемкам художественного фильма «Старик Хоттабыч» (1956 г.).
Несмотря на то, что спальные корпуса санаторного комплекса менее величественны и их портики с колоннами более скромны, но все же эти строения украшает утонченная лепнина, шикарная роспись мастеров Палеха и Мстеры, позолоченные элементы интерьера и экстерьера выполненные в лучших традициях эпохи Возрождения.
Учитывая тот факт, что Кузнецов И.С., спроектировавший этот монументальный комплекс, хоть и идеально интегрировал его в окружающий живописный ландшафт, но он все же находится высоко на склоне горы и к берегу моря отдыхающим приходилось идти очень далеко. Для того, чтобы сократить путь к воде и сделать его незабываемым и захватывающим в 1950 г. в скале вырубили туннель и пустили фуникулер, позволяющий без проблем спускаться к побережью и подниматься назад, любуясь невероятной красотой сочинской природы.
Особого внимания заслуживает оформление территории санаторного ансамбля, который просто утопает в буйстве тропической зелени. На огромной площади в 16 га каждый экзотический кустик, каждая пальма, растущие вдоль корпусов и аллей, гармонично вписываются в горный ландшафт, подчеркивая великолепие самих строений.
Конечно же, этот гениальный комплекс восхищал и радовал своей благоустроенностью и красотой простых советских людей, для которых он так бережно и скрупулезно создавался. Хотя сейчас многие и не верят, но в то время путевки в такие роскошные места не продавались, а выдавались совершенно бесплатно за высокие достижения в труде.
Такое незабываемое премирование считалось невероятным везением, о котором счастливчики подробно рассказывали и пересказывали сотрудникам и родственникам десятилетиями, вспоминая «отдых по высшему разряду» всю оставшуюся жизнь.
Но, к сожалению, после закрытия на реконструкцию былое величие рушится и тускнеет. Санаторий уже около 10 лет стоит заброшенный.
Его территорию, конечно же, приводят в порядок и охраняют, но это несоизмеримо мало для того, чтобы сохранить величественный санаторный ансамбль, который на данный момент признан памятником архитектуры федерального и регионального значения.
Благодаря тому, что вход на территорию санатория открыт, желающие могут беспрепятственно гулять по некогда идеальным аллеям, наслаждаясь прекрасным видом живописной природы и самих архитектурных произведений.
В последнее время к этому удивительному месту устремляются не только туристы и жители города для пеших прогулок, но и любители фотосессий. Единственное, на что хотели бы обратить внимание авторы Novate.Ru, гуляя по аллеям и наслаждаясь редкой красотой архитектурного ансамбля, не стоит разбирать по камешкам на сувениры фонтаны или величественные лестницы или пытаться откопать саженец пальмы, чтобы оставить что-то на память. Заберите с собой прекрасные фотографии и незабываемые впечатления, именно они и есть самая ценная память, которая никому не принесет непоправимого урона или вреда.
К сожалению, не только в России есть такие места, которые вызывают боль за утерянным величием и красотой. Как оказалось, в Париже, который ассоциируется с восхитительными готическими соборами и помпезными королевскими дворцами, тоже существуют заброшенные территории. Сегодня на окраине столь элегантного города можно увидеть таинственный футуристический жилой район, который бросили на произвол судьбы несколько десятилетий назад, причем вместе с оставшимися жителями и теперь его монументальные творения навевают лишь тоску и грусть за былым величием.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?