В художественной литературе существует понятие «ужасы» – жанр, который ставит перед собой цель вызвать чувство страха у читателя. По сути, большинство сказок являются «ужастиками» либо имеют их отдельные элементы.
Возьмем современного «Груффало» писательницы Джулии Дональдсон (эту книгу я читала сыну с двух лет). По сюжету, Груффало – настоящий монстр. Мышонок – центральный герой книги – пугает всех обитателей леса этим чудовищем, чтобы себя защитить и не оказаться съеденным. Еще приходит на ум книга Джона Классена «Где моя шапка». Она была бестселлером долгое время. Медведь ищет Зайца, который украл его шапку. В конце истории Медведь съедает Зайца. Если подумать, история страшная. А ведь книга любима многими детьми. Я и сама прочла ее старшему сыну, которому на тот момент было три года. И вот парадокс – ребенок не пугался.
Дети вообще воспринимают такие истории по-своему. Если вспомнить старые добрые книги – «Красная шапочка», «Спящая красавица», «Русалочка», «Айболит», «Снежная королева», «Красавица и чудовище» и т. д. – так в них происходят сплошные кошмары! Но сюжеты невероятно интересные и ничуть не отталкивают. Выходит, почти любую сказку так или иначе можно назвать «ужастиком».
Какие «ужастики» читать?
Моя знакомая - детская писательница Анна Никольская, которая когда-то написала «Славянскую чудо-юдологию», на вопрос о страшных детских книгах сказала так: «Детям не только можно, но и полезно читать «ужастики», но непременно в истории должна быть положительная концовка. Детям нужно давать надежду. Безысходность для них вредна и даже губительна». Еще Анна Никольская говорит, что людям обычно живется скучно. Поэтому они подключают фантазию. Наверное, и «ужастики» помогают нам не скучать и встряхнуться!
Что говорят психологи?
Психологи и ученые считают, что сталкиваясь с трудностями и неудачами на страницах книг, дети учатся справляться с собственными страхами, преодолевают проблемы и препятствия в воображении, которые ждут их в реальной жизни. С помощью сказок дети сопереживают добрым героям, иногда в них перевоплощаются и вместе с ними сражаются с драконами, спасают принцессу и одолевают монстров. Ребенок начинает понимать, что жизнь невозможна без потерь.
По мнению психологов, сказка помогает ребенку пережить эмоции главного героя и получить новый опыт. И в итоге переработать негатив в позитив. Кроме того, когда человек переживает ту или иную ситуацию в голове, идет выброс адреналина в кровь. Страшные истории, как ни странно, снимают напряжение и тревожность. Главное – знать меру, страшилок не должно быть слишком много.
На собственном примере
Когда мой четырехлетний сын с загадочным видом сказал мне, что он в восторге от Бабы Яги и разных троллей с гоблинами, а Кощея Бессмертного вообще хочет играть на утреннике в детском саду (что ему, конечно, не позволили, а может, и зря...), я отметила – отрицательные персонажи невероятно любопытные. У них есть характер и харизма.
Сначала я немного переживала из-за такого активного интереса сына к отрицательным героям. А потом он однажды начал мне давать идеи для моих рассказов. Оказывается, в детской голове невероятно много «свежих» писательских находок. Я подумала, пускай сын развивает воображение! Он выговорился (а я сделала конспект по его историям), лег спать. Спал тихо и спокойно. Кошмары ночью не снились. Встал в хорошем настроении, сны были про розовых барашков.
Когда-то и я сама зачитывалась книгами ужасов. В 90-е годы у подростков лет 9 - 13 были популярны «ужастики» в мягком переплете. Сейчас уже и не вспомню издательство. Но книги расходились, как горячие пирожки. Мне запомнились загадочные названия нескольких рассказов: «Пугало гуляет в полночь» и «Как я научился летать».
Таинственные миры привлекали мое воображение, заставляли пережить историю вместе с моими героями–ровесниками и побеждать зло! И это было восхитительно. Правда, моя богатая фантазия после таких сеансов (в совокупности с просмотром всех возможных фильмов ужасов вроде «Ночи живых мертвецов» или «Ночи демонов») иной раз «проставляла мне подножку», например, мне было страшно после школы зайти в темный подъезд – казалось, там монстры таятся за углом! Сейчас я делаю для себя вывод, что родители должны строго контролировать количество «потребляемых» страшных историй детьми и подростками.
Как выбрать книгу
Покупая детям книги ужасов, нужно очень хорошо понимать возраст, для которого они предназначены. Обязательно читать аннотацию в начале книги и прочесть несколько рецензий на нее. К примеру, нельзя пятилетнему ребенку даже подходить к книге Стивена Кинга «Оно»! Зато это произведение вполне подойдет для молодого человека лет 16.
До двух лет точно стоит ограничивать ребенка исключительно добрыми рассказами. Потом уже можно ввести таких героев, как Баба Яга, Кощей Бессмертный, Бармалей, Змей-Горыныч... Каждый родитель сможет сам поставить нужные границы и выдавать «ужастики» в меру, как конфеты из новогодних подарков. Ведь их хочется съесть все и сразу! Однако бдительная и заботливая мама выдает сладости поштучно и постепенно. Так и с историями ужасов.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?