Карлос Гонсалес - доктор, который оставил любимую работу, чтобы помогать жене ухаживать за своим новорожденным ребенком. Отец троих детей, практикующий педиатр, основатель Каталонской Ассоциации по Грудному Вскармливанию, автор 8-ми книг, посвященных теме детей.
В 1999 году Вы написали свою первую книгу «Мой ребенок не хочет есть», которая стала настоящим бестселлером в Испании. Как появилась идея написать книгу?
— Ко мне, как к педиатру, обращались сотни встревоженных мам. Всех их волновало то, что их ребенок не ест. Причем речь шла о здоровых, упитанных и счастливых детях. Несчастными они становились во время обеда, потому как это время превращалось для них в настоящую битву, с криками и слезами.
Конечно, большая часть вины лежит, прежде всего, на самих врачах, которые на протяжение многих лет рекомендовали дозы еды, значительно превышающие реальную потребность ребенка в еде.
И, как результат, мы получили целую эпидемию детей с избыточным весом, а время обеда - превращено в поле битвы.
На одной из своих конференций Вы говорите о том что: «Не столько важно что ест ребенок, сколько чему он учится».
Существует ошибочное мнение, что ребенку вводят дополнительное питание, помимо грудного молока или смеси, потому как, чем старше становится ребенок, тем лучше и комплекснее должно быть его питание.
На самом деле все как раз наоборот. Это новорожденный – тот, кто нуждается в идеальном и сбалансированном питании. Ребенок грудного возраста может находиться только на ГВ или на смесях, которые были приготовлены специально, чтобы быть похожими, хоть немного, на грудное молоко.
После 6 месяцев, дети начинают расти медленнее, и уже не нуждаются в идеальном питании. Дети, в возрасте шести месяцев и старше, могут начать питаться хуже: не только материнским молоком, но и другими, менее питательными, продуктами. Главная задача — чтобы они научились есть нормальным, естественным образом, потому как всю жизнь находиться на грудном молоке они не смогут.
Что именно мы хотим чтобы ели наши дети когда им будет 20 или 8 лет, или всего 2 годика? Хотим ли мы, чтобы они ели специально приготовленные продукты, которые продаются в аптеках? Разного вида пюре, которые кроме них никто больше не ест. Хотим ли мы кормить их с ложечки, имитируя летящий самолет или отвлекая на телевизор? Или же мы хотим, чтобы они ели макароны, чечевицу и тушеное мясо, или любое другое блюдо. Хотим, чтобы они ели сами, своими руками или вилкой, откусывая, пережевывая и глотая.
Мы должны их учить тому, чего мы хотим от них. Тот 8-ми месячный ребенок, который сам берет кусок хлеба или куриного филе и подносит его ко рту — идет правильным путем для достижения верной цели. Ребенок этого же возраста, которому впихивают 200 мл овощного пюре — идет в противоположном направлении. Второй, не научился брать еду, подносить ее ко рту, не научился ни жевать, ни глотать, ни чувствовать разницу вкуса продуктов питания по отдельности. И плюс ко всему, он хуже накормлен: его желудок набит овощами и уже нет места для молока. Получается, что он съел мало протеинов, мало кальция, жиров и витаминов…
Согласно Национальному Институту Статистики, в Испании только 28% детей в возрасте 6 месяцев находятся на грудном вскармливании. В России данные не сильно отличаются: 41% детей в возрасте 3-х месяцев получают материнское молоко (данные за 2010 год), а уже в 6 месяцев процент детей на ГВ еще ниже. Почему мы видим такие низкие показатели, зная о доказанной пользе грудного вскармливания как для ребенка так и для самой мамы?
Для Испании это очень высокие показатели. Еще несколько десятилетий назад, не было и 10% детей, которые бы получали материнское молоко в возрасте 6 месяцев.
Причин тому было много: неправильная методика грудного вскармливания в родильных домах, неподготовленные и плохо проинформированные специалисты, реклама смесей и их заменителей.
Сейчас количество детей, которые находятся на грудном вскармливании, растет. Это, прежде всего, заслуга активной деятельности самих матерей, которые получили необходимую информацию и создали множество групп поддержки грудного вскармливания. Ну, и конечно, благодаря возобновлению интереса к теме грудного вскармливания у медицинских работников, которые получили соответствующую подготовку и изменили подход практикуемый в больницах.
Обычно, кормить своего малыша грудью или нет, решает сама женщина. А как же право ребенка на то, чтобы быть вскормленным материнским молоком? С его правом никто не считается?
А как с ним будут считаться? Груднички не разговаривают. А кто возьмет на себя роль посланника? Я считаю, что любая мать, в силу своих возможностей и независимо от своей осведомленности, сделает все самое лучшее для своего ребенка.
Доктор, Вы основатель Каталонской Ассоциации по Грудному Вскармливанию. Что бы Вы сказали беременным женщинам, которые хотят кормить своего малыша грудью, но их наполняют страхи и сомнения, что у них будет мало молока или оно будет нежирным.
Практически все женщины могут кормить грудью. Для этого им нужна правильная информация и поддержка. Некоторым, может потребоваться медицинская помощь. Раньше это были бабушки, кто помогал молодым мамам наладить грудное вскармливание. Бабушки, сами выкормив нескольких детей, были опытными кормилицами.
Я считаю, что самое важное для успешного ГВ — быть хорошо проинформированным, изучить тему грудного вскармливания и обратиться в группы поддержки ГВ.
Вы сторонник естественного родительства, которое основано на привязанности. Можно ли утверждать, что этот метод воспитания - база для правильного воспитания наших детей?
Привязанность — это нормальное и естественное явление в процессе воспитания. То, что я рекомендую — это не бояться показывать и доказывать своим детям как сильно мы их любим.
Если я встречаю плачущего друга: Я выслушаю его? Утешу? Обниму? Постараюсь помочь? Или же скажу ему, чтобы он замолчал, что он некрасивый когда плачет и чтобы не мешал мне своим нытьем? А если вместо друга это мой ребенок: как я поступлю, когда он плачет?
Что такое безопасная (надежная) привязанность в ребенке? Когда и как она формируется?
Обычно привязанность формируется на протяжение первого года малыша. Надежная привязанность формируется тогда, когда главный человек, который ухаживает за ребенком (обычно это мама), реагирует на его потребности и удовлетворяет их. Когда ребенок знает, что если он будет плакать — его утешат, если попросит что-то — ему уделят внимание.
Здесь важно понять, что «удовлетворить потребность ребенка» и «дать, что он хочет» - это не то же самое. Когда ребенок просит конфету, мы можем ее дать, а можем и не дать. Это зависит от нашего отношения к конфетам и от того, сколько конфет съел наш ребенок сегодня, а может он уже неделю как не ест конфет. Но даем мы ему конфету или нет, мы можем сделать это по-разному.
В случае когда мы все же решили дать, мы можем сделать это со словами: «На, держи!» или «Хватит уже! Какой ты балованный. Вечно со своими капризами. На, бери свою конфету и замолчи уже!»
В случае, когда мы решили не давать конфету, мы тоже можем сделать это по-разному: со словами «Ты меня уже достал этими конфетами! Я, в итоге, тебя накажу!» или «Нет, конфету я тебе не дам, а то зубы будут портиться. Хочешь я дам тебе красивое яблоко, ну или банан? А может рассказать тебе интересную сказку?»
Здесь не столько важен итог — дали мы ребенку конфету или нет, сколько наше отношение. Нужно относиться к детям с любовью и уважением.
На Ваших конференциях, затрагивая тему ограничений, Вы говорите, что родители, дают слишком много указаний и запретов своим детям. Действительно их так много и чем это чревато?
В Испании мы говорим, что у детей есть «период слова «нет» - когда ребенок на все отвечает «нет». У кого он научился этому слову? Почему нет такого периода как «период слова «цветок» или «период слова «стол»?
Может потому, что «нет» — это то слово, которое ребенок слышит чаще всех остальных?
«Не кричи, не толкай, не садись сюда, не ходи по лужам, не суй палец в нос, не крутись, не трогай …» и т.д.
Я считаю, что здесь две проблемы.
- Первая. Всем нам неприятно слышать слово “нет”. Вряд ли бы вам понравилось, если ваш муж или жена относились к вам таким образом: постоянно давали указания и кричали.
- Вторая. Я считаю, что авторитет можно утратить. Если давать тысячи бессмысленных и неважных указаний, то, когда действительно потребуется сказать что-то очень важное, твоего авторитета уже не останется. Твой ребенок уже так привык к твоим запретам и указаниям, что когда настанет время важных советов и просьб, он просто не воспримет их всерьез.
Что случится, если после того как мы сказали ребенку «нет» — мы уступаем? Нужно стоять на своем до конца, чтобы не показать свою слабость, или можно уступить?
Конечно можно уступить. Демократическое правительство тоже уступает и при этом не теряет свой авторитет, а наоборот, завоевывает его. Даже осужденный убийца имеет право обратиться в Верховный Суд. Главное — руководствоваться здравым смыслом и поступать так, как мы поступили бы со взрослым. Разве мы не уступаем родственникам и друзьям, когда нас об этом просят?
Если ребенок хочет выпить какую-нибудь бытовую химию, мы не дадим ему это сделать. Пусть он плачет и бьется в истерике. Ни один нормальный родитель не даст ребенку выпить бытовую химию, аргументируя это: «Он сильно плакал и просил». Если он разрешит — то это уже не мягкотелый родитель, а идиот.
Но, если то, что просит ребенок это конфета или время, чтобы поиграть еще немного. При этом сильно плачет и просит нас. Если в этом случае родитель говорит: «Ни за что на свете, пока я жив, я не дам тебе эту конфету» – это неправильное поведение.
В таких очень разных ситуациях нельзя вести себя одинаково.
Что значит «баловать ребенка» в Вашем понимании?
Дословное значение глагола «баловать» в испанском языке означает «воспитывать плохо». А плохо воспитывать - это бить, обзывать, игнорировать и плохо обращаться с ребенком.
Вы, как автор 8 книг, посвященных теме детей, можете сказать, что нужно для того, чтобы правильно воспитать ребенка?
Проводить с ним время, любить его и не бояться показывать ему свою любовь.опубликовано econet.ru
Беседовала Наталья Шевцова
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?