3217
5
Это культурное событие произошло ровно полвека назад, 3 апреля 1967 года, и тогда, как ни странно, это тоже был понедельник. Но начало рабочей недели не помешало труженикам пойти в кинотеатры. Все знали, что зрелище предстояло интересное. Новый фильм Гайдая «Кавказская пленница» обещал быть не менее весёлым, чем его предыдущие работы, а советские люди очень любили посмеяться. После «Необычного кросса», «Самогонщиков» и «Операции «Ы» режиссёр приобрёл репутацию лучшего в стране автора комедийный фильмов. Леонид Гайдай зрителей не разочаровал, но и сам он, вероятно, не мог предположить, что эта картина переживёт его и большинство других своих создателей. Её смотрят и теперь и те, кто никогда не видел, и знающие все реплики наизусть. Итак, фильм отпраздновал полувековой юбилей.
Сам по себе процесс киносъёмок отнюдь не так весел, как это иногда представляется зрителю, – это долгий, изнуряющий и кропотливый труд, когда ради минуты экранного времени приходится работать часами, а порой и днями. Нет ничего удивительного, что и актёры, и технический персонаж хотят развлечения ради придать процессу какую-то забавность хотя бы для тех, кто не знает, и чтобы было о чём рассказать на творческих встречах. Но есть и в самом деле интересные факты, известные далеко не всем.
А ведь когда-нибудь, наверное, снова так будет…
«Гайдай-кормилец»
Полвека для фильма, даже признанного шедевром, – срок большой. Профессиональные специалисты по кинематографу и просто любители-знатоки, конечно, помнят работы своих любимых режиссёров, наслаждаются игрой актёров и удачными операторскими кадрами, как и сюжетными ходами, изобретёнными талантливыми сценаристами, но широкая публика в большинстве своём забыла эти великие работы, а то и просто в силу молодого возраста не знает о них. Почти все фильмы Гайдая, за исключением, возможно, четырёх последних, получившихся не очень удачными, современные зрители любят. Режиссёра много и часто критиковали во времена его творческого расцвета за идеологическую нейтральность и стремление рассмешить публику, но в конечном счёте ему всё прощалось. Дело в том, что своими фильмами он обеспечивал кассовый успех, как тогда было принято, общий, для всего советского кинематографа. Полученными сборами можно было покрывать убытки, приносимые картинами скучными, на которые, несмотря на их «правильность», никто не хотел идти даже даром, не то, что за 25 копеек. Время всё расставило по своим местам. Но и в 1967 году за восемь месяцев «Кавказскую пленницу» посмотрели 76 миллионов 500 тысяч советских граждан.Благодаря Брежневу
Нет, Генеральный секретарь ЦК КПСС не принимал участия в создании и финансировании кинопроекта, как мог бы подумать наш современник, знакомый с основами шоу-бизнеса. Он вообще не знал, что такая картина снимается, но у Гайдая появился враг в лице председателя Госкино Романова, назвавшего его произведение антисоветским. Опального режиссёра, как тогда бывало (а впрочем, порой и сейчас), уже начали сторониться некоторые коллеги, как прокажённого. Беду отвёл случай. В выходные дни генсек отдыхал на правительственной даче и любил посмотреть какую-то свежую картину, желательно смешную, в своём личном кинозале (тогда, до эпохи домашнего видео, такая роскошь считалась эксклюзивной). Вот ему и привезли «Кавказскую пленницу», существовавшую в считанных копиях. Леонид Ильич смеялся всё время сеанса, и конфликт был полностью исчерпан после его звонка Романову. Особенно главе партии понравился момент с «волюнтаризмом», он увидел в этом намёк на отстранение от власти Хрущёва два с половиной года тому назад.Варлей
Исполнительницу главной роли, «комсомолки, спортсменки и просто красавицы», Гайдай выбирал тщательно и долго, - она просто обязана была «цеплять» зрителей-мужчин и не раздражать при этом женщин. Из пятисот претенденток строгим критериям соответствовала циркачка-канатоходка Наталья Варлей, не имевшая тогда кинематографического опыта. Впрочем, и на Солнце есть пятна – голос молодой актрисы «не звучал», и персонаж заговорил устами Надежды Румянцевой, а «про медведей» спела Аида Ведищева. Варлей позже вспоминала, что очень страдала от довольно злых шуток партнёра по съёмочной площадке Евгения Моргунова, «Бывалого». Впрочем, не она одна… В конечном счёте попадание в образ получилось стопроцентным.Правда и байки
За пятьдесят лет многие обстоятельства съёмок легендарного фильма рассказаны теми, кто участвовал в работе и знал всё, что называется, изнутри, а со временем иные реальные факты обросли, как это водится, «актёрскими байками». Подтвердить или опровергнуть что-либо теперь уже не всегда возможно. За исключением Натальи Варлей, Нины Гребешковой и Владимира Этуша, все самые известные исполнители ролей в «Кавказской пленнице», к сожалению, уже ушли от нас.Сам по себе процесс киносъёмок отнюдь не так весел, как это иногда представляется зрителю, – это долгий, изнуряющий и кропотливый труд, когда ради минуты экранного времени приходится работать часами, а порой и днями. Нет ничего удивительного, что и актёры, и технический персонаж хотят развлечения ради придать процессу какую-то забавность хотя бы для тех, кто не знает, и чтобы было о чём рассказать на творческих встречах. Но есть и в самом деле интересные факты, известные далеко не всем.
Автомобиль
По замыслу три мошенника (Бывалый, Трус и Балбес) в поисках наживы путешествуют по стране на автомобиле, являющемся, вероятно, их совместной собственностью. Один вид этого транспортного средства должен был вызывать смех. Это порядочные граждане, как считалось, ездят на новеньких «Москвичах», «Волгах-21» и нестарых «Победах». А авантюристам полагалось передвигаться на хламе наподобие известной «Антилопы Гну» из «Золотого телёнка». Такую машину нашли, и она принадлежала Юрию Никулину. На самом деле автомобиль был совсем не плох и представлял собой, как сейчас бы сказали, тюнингованный экземпляр трофейной модели Adler Trumpf, производившейся в нацистской Германии в тридцатых годах. Актёр и клоун очень гордился этим уникальным кабриолетом - такого больше не было ни у кого. Машина была в очень хорошем состоянии, но некоторые узлы при ремонте мастера позаимствовали у «Москвича-407». Внешность автомобиля, как это называется в кино, «подфактурили» с целью придания вида комичного «рыдвана».Политика в репликах
Об этом написано очень много. Режиссёр со сценаристом даже придумали особый приём, эффективно действовавший против цензуры, суть которого состояла в методе отвлечения. Редколлегии «Мосфильма» и партийным кураторам предлагался заведомо растянутый вариант, в котором были явные политически невыдержанные реплики («Кавказская пленница» вообще была представлена в двухсерийном варианте). В результате много вырезалось, а самые тонкие шутки оставались и проходили в конечной редакции. Но и при завершении работы вскрывались «грехи», кажущиеся сегодня невинными. К примеру, про украденную в соседнем районе партийную невесту решился сказать клоун Никулин, а Мкртчян, тогда не настолько известный, не стал рисковать. Дилемма между «нашим» и «советским» судом в финале уже, вероятно, известна всем. Были и другие подобные казусы.Места съёмок
Шуточность названия фильма сегодня, когда люди читают мало, понятна не для всех, и над ним даже немногие задумываются, а ведь это изменённый титул повести Льва Толстого «Кавказский пленник», в 1967 году известной буквально всем, кто дружил с книгой, что в СССР было нормально. Так вот, кавказской эту историю можно считать лишь отчасти. Съёмки преимущественно проводились в Крыму, и лишь немного (там, где Шурик падает в горную реку, а Нина томится в плену) в районе Сочи. Студента отвозят в симферопольскую психбольницу, в ней и сейчас лечат людей. В кадрах присутствует гора Ай-Петри.Национальный вопрос
Никакая конкретная союзная республика не имелась в виду, а был создан собирательный образ некоего абстрактного закавказского региона, в котором «сильны предрассудки», ходят «бабушкины сказки», «дедушкины легенды», произносятся красноречивые и долгие тосты, а невест, да, действительно, иногда воруют, но это чаще всего совсем не страшно и делается по обоюдному согласию. Замысел удался, и никто не обиделся, разве что пришлось фамилию Ахохов, принадлежавшую тогдашнему предсовмина Кабардино-Балкарской АССР, заменить на Саахов. Правда, позже оказалось, что и такой начальник где-то есть, но было поздно - Брежнев кино уже посмотрел. Секрет «политкорректности» легко объясним – представители каждого народа думали, что это всё происходило в соседней республике, и находили тому множество подтверждений.Почему это кино так приятно смотреть?
Хотя «Кавказская пленница» - фильм весёлый, но вызывает у зрителей старшего поколения некоторую грусть по тем временам, когда даже злоупотреблявшие властью начальники не были такими уж и страшными злодеями. И о терроризме читали лишь в газетах. И студенты ездили в горы в поисках легенд. И не было в огромной общей стране войн. И по городам не стреляли из пушек и реактивных систем. И детей не выводили на акции протеста.А ведь когда-нибудь, наверное, снова так будет…
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?