Народная мудрость гласит: «Красота в глазах смотрящего». Это в полной мере относится и к искусству. Два человека, наблюдающие одну и ту же картину, испытывают совершенно разные впечатления. Но когда наблюдателей много, можно математически вычислить закономерности в восприятии изображения.
Произведения искусства отражают настроения в обществе
Команда ученых из Южной Кореи и Эстонии нашла способ использовать математику для изучения картин, чтобы больше узнать об эволюции истории искусства. Исследователи просканировали тысячи полотен, а затем использовали математические алгоритмы, чтобы найти общие черты между ними.
Ученые утверждают, что искусство, несмотря на индивидуальность каждой из картин и особенность ее восприятия каждым из зрителей, в комплексе служит барометром для визуализации эмоционального состояния общества в целом. Это предполагает, что изучение истории искусства может служить своего рода каналом, освещающим социальные тенденции с течением времени.
Беспристрастный глаз компьютера
Авторы проекта отмечают, что на сегодняшний день большинство исследований истории искусства были основаны на качественном уровне, что привело к выводам, основанным на предвзятом мнении. Чтобы преодолеть такую предвзятость, ученые прибегли к математике. Они хотели узнать, может ли она быть полезна для выявления особенностей художественных полотен, которые не были проанализированы искусствоведами.
Работа заключалась в оцифровке 14 912 картин. Все из них, за исключением двух, были написаны западными художниками. Затем данные каждого изображения были обработаны с помощью математического алгоритма, который рисовал разделы на цифровых изображениях на основе контрастных цветов.
Как это работает
Исследователи запускали алгоритм на каждой картине несколько раз, при этом создавая новые разделы. Например, при первом запуске алгоритм формирует два раздела полотна: на суше и в небе. При втором заходе алгоритм разделяет участок суши на здания в одном разделе и сельскохозяйственные угодья в другом. И так далее.
Затем ученые запустили другие алгоритмы, предназначенные для поиска закономерностей между картинами. Это позволило им увидеть такие тенденции, как стили живописи, преобладавшие в определенные эпохи.
Эксперимент позволил авторам проекта увидеть долгосрочные тренды, такие как расположение горизонта. Исследователи обнаружили, что в течение последних нескольких сотен лет художники рисовали его все выше и выше на полотнах. К примеру, в 17 веке на пейзажах разделение между небом и землей было пропорциональным. А в более позднее время горизонт размещался очень близко к верхней части холста.
Стили живописцев и используемые ими художественные приемы отражали предпочтения общества, особенности мировоззрения того времени, когда картины были написаны. Возможно, на ранних этапах художественного искусства небу уделяли большее внимание вследствие сильно выраженной набожности. По мере просвещения общества акцент смещался на материальные детали.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?