Грибоедов стал уникальной фигурой не только в литературе, но и на дипломатической арене. Стремление стать полезным для России и желание «быть русским» - главные идеи Грибоедова, посвятившего свою жизнь литературе и российской дипломатии.
Род Грибоедовых
Отец и мать писателя принадлежали к одному и тому же старинному польскому роду, в Россию пришедшему в 1605 году в свите Лжедмитрия, который привлек обещаниями, но и не думал исполнять. По свидетельству биографов, Грибоедовы особой надежды не питали и не тратили время в ожидании царских милостей. Жизнь в России пришлась им по душе. Когда убили их Самозванца, они оказались в гуще грозных событий, но не растерялись. Сменили одежду и веру, нашли русских жен и сумели отстоять дом и добро.
Родители
Мать Грибоедова родом из знатной ветви. Предок Михаил Ефимович в 1614 году получил земли от нового царя, один из сыновей Федор служил при дворе, готовил Соборное уложение и никогда не упускал выгоды. Сын Семен избрал военную карьеру, пережил стрелецкий бунт, но был оправдан и обосновался в деревне Хмелиты, где, как утверждают биографы Грибоедова, в роскошной и известной на всю округу барской усадьбе и прошло детство Александра Сергеевича.
Отец писателя Сергей Иванович из другой ветви, представители которой также не бедствовали, но жили своим трудом: вставали рано и работали в поле. Бабушка Грибоедова, пристроив удачно всех дочерей, переживала, что Настасья так и останется незамужней. Поэтому долго не раздумывала и просватала дочь за Сергея Грибоедова, секунд-майора, который был по всему личностью совершенно ничтожной. Как до женитьбы, играя в карты и проигрывая отцовские деньги, так и после свадьбы, подчиняясь во всем супруге, не имея в семье своего голоса, старший Грибоедов в биографии и судьбе знаменитого сына особой роли не сыграл.
Мать Грибоедова умерла в 1839 году, безутешно оплакивая безвременную гибель Александра Сергеевича, отец же до его смерти не дожил.
Детство писателя
Александр Сергеевич родился в Москве 15 января 1794 года. Здесь же прошли детство и юность. С малолетства он отличался «неопределенною сосредоточенностью характера» - стремительным умственным развитием, пишут современники, вспоминая о его биографии. Грибоедовы на лето отправлялись в Хмелиты, где хозяин Алексей Федорович давал великолепные балы, для воспитания дочери нанял лучших учителей музыки и рисования. В Москве, в доме Грибоедовых, два раза в неделю собирался танцкласс Иогеля, у него дети брали уроки. Их дом известен музыкальными вечерами, где Александр Сергеевич увлекал присутствующих своими импровизациями.
Брата Алексея Настасья Федоровна считала образцом высшего общества и во всем слушалась. Он предписывал, с кем ей водить знакомства, как воспитывать детей, кому наносить визиты, кого приглашать на вечера. Под присмотром этих непреклонных хранителей традиций и прошла жизнь будущего писателя Грибоедова. О биографии и подробностях ранних лет писателя известно мало. Но в золотые дни детства ему никто не мешал «являться и исчезать, играть и шуметь».
С годами каждый его шаг был подвержен строгому контролю, будущая карьера предусмотрена и предопределена. Неудивительно, что литературные опыты сына Настасья Федоровна встретила недружелюбно. Все это раздражало молодого человека, ожесточало против тесных рамок порядочности и в конце концов вылилось в комедию «Горе от ума», где в лице Фамусова автор изобразил своего дядю. В каждом письме к друзьям он бунтовал против семейного деспотизма.
Годы учебы
Первоначальное образование получил дома под руководством гувернеров, учителей и в благородном пансионе при Московском университете. В 1806 году двенадцатилетний Грибоедов Александр Сергеевич, краткая биография которого приведена в статье, стал слушателем словесного отделения. В 1808-м стал кандидатом и перешел на этико-политический факультет, через два года окончив его кандидатом права. Продолжил образование в университете, изучая математику и естественные предметы, и в 1812 году стал доктором юридических наук.
Помимо лекций брал частные уроки у видных ученых и в совершенстве владел четырьмя языками - французским, немецким, итальянским и английским. Александр Сергеевич серьезно занимался музыкой и уделял много времени самостоятельному творчеству. Ему принадлежит немало композиций и импровизаций, но до нас дошли только два вальса, сочиненные им. Тогда же он обратился к литературному творчеству - стихам, в основном сатирическим, и эпиграммам.
Друзья молодости
Юность Грибоедова прошла в кругу передовой дворянской молодежи. Он тесно общался со многими участниками будущего декабристского движения - И. Д. Якушкиным, С. П. Трубецким, Я. Н. Толстым, П. Я. Чаадаевым, И. Д. Щербатовым, П. А. Мухановым. Они много говорили о развитии России, обсуждали политические и социальные вопросы. Александр Сергеевич Грибоедов, кратчайшая биография которого не в состоянии дать полную картину жизни великого писателя, с его неистощимой остротой и веселостью был душой компании.
Знакомства его не исчерпывались декабристским кругом. Он общался с писателями, артистами, музыкантами, путешественниками, офицерами и дипломатами. Александр Сергеевич не был замкнутым человеком, как о нем говорят, он тянулся к людям; сферы общения менялись. А. С. Пушкин, знавший его лично, писал, что Грибоедов - «один из самых умных» в России людей. Муравьев-Карский нехотя признавал после знакомства с ним: «Человек умный и начитанный».
Даже из краткой биографии Александра Грибоедова видно, что будущий писатель избрал ученое поприще и получил редкое по тем временам образование. Но 1812 год круто изменил его планы. Он стал корнетом гусарского полка. После войны, чтобы отдаться своему призванию - поэзии, вышел в отставку. Но средства к существованию могла принести только служба. Он мечтал после окончания кампании сбросить военную форму и отдаться своему призванию: «Я рожден для другого поприща».
Увлечения молодого повесы
Грибоедов был музыкантом и композитором, историком и лингвистом, дипломатом и экономистом. Но главным делом жизни он считал поэзию: «Люблю ее без памяти, страстно». В 19 лет Грибоедов сочинил комедию в стихах «Молодые супруги». Она прошла на петербургской сцене и была хорошо принята публикой. Грибоедов любил театр, часто посещал его, и вечера заканчивались в 2-3 часа ночи у директора театра Шаховского, где собирались литераторы, актрисы, офицеры, а иногда можно было встретить и ученого академика.
По просьбе Шаховского, он написал для Хмельницкого сцену в «Своей семье» и перевел с французского языка «Маленькую неверность». Вспоминая факты биографии Грибоедова, С. Н. Бегичев, его близкий друг писал: «Александр Сергеевич знал наизусть Шекспира, Шиллера, Гете». Тогда же он создал первые сцены пьесы «Горе от ума». Но в конце 1818 года жизнь будущего писателя круто изменилась.
Роковая дуэль
Однажды поручик Шереметев пожаловался Грибоедову, что танцовщица, в которую поручик был влюблен, изменила ему с графом Завадовским, и попросил Александра Сергеевича стать его секундантом. Грибоедов отговаривал товарища от дуэли, на которой Шереметев был смертельно ранен. Александр Сергеевич писал Бегичеву, что «нашла ужасная тоска», а перед глазами - умирающий Шереметев.
Пребывание в Петербурге сделалось невыносимым, и, когда Мазарович предложил стать секретарем посольства, он тут же согласился. За три года в Персии Грибоедов в совершенстве изучил персидский язык, прочел всех поэтов и даже писал стихи на этом языке, создал два действия пьесы «Горе от ума». Планировал пролог в стихах «Юность вещего» на открытие нового театра в Москве. Но не успел.
Полномочный посол
По приезде в Петербург император принял Грибоедова, отметил его заслуги денежным вознаграждением, новым чином и предложил ехать в Персию полномочным послом. Это назначение сыграло роковую роль в биографии Грибоедова. Александр Сергеевич говорил Бегичеву, что Аллаяр-хан, зять шаха, не подарит просто так «заключенного с персиянами мира», и хотел избежать этого, но после всех «царских милостей» с его стороны это было бы «черной неблагодарностью». Вскоре он поехал к А. А. Жандру и сказал: «Прощай, друг Андрей! Более мы не увидимся».
Персия
В Тегеран Грибоедов отправился, чтобы закончить дела, достигнутые мирным договором, который персияне никак не хотели исполнять. Ему удалось забрать из гарема Аллаяр-хана двух армянок, чтобы отправить на родину. Оскорбленный Аллаяр-хан стал волновать народ. Толпа выкрикивала угрозы в адрес российского посланника.
Александр, молодой слуга Грибоедова, приставал к бывшим наложницам хана, находившимся в посольстве. Женщины, явно недовольные перспективой попасть из богатого дома в нищету, которая ждала их на родине, выскочили на улицу и стали кричать, что их бесчестят. Толпа схватила Рустама, курьера посланника российского, шедшего в это время по площади, и растерзала его. Для разъяренного народа это оказалось недостаточно, они убили караульных у ворот и вломились во двор посольства. Казаки, охранявшие его, все погибли. Та же участь ждала чиновников и их слуг.
Смерть Грибоедова
В биографии писателя много белых пятен, и его последние дни – одно из них. По воспоминаниям современников, когда обезумевшая толпа ворвалась в комнату Грибоедова, он спросил, чего они хотят. Бесстрашие человека, обратившегося к ним на их родном языке, осадило народ. Они мирно объяснялись, когда на голову Грибоедова упал большой камень (персияне разобрали пол над покоями Александра Сергеевича и во время разговора опустили на его голову камень).
Вслед за этим только что мирно беседующий народ бросился на посланника. Труп Грибоедова был обезображен сабельными ударами, посольство разграблено, лучшие вещи оказались вскоре во дворце. Из всего этого следует, что шах и его окружение знали об умысле Аллаяр-хана и допустили беззаконие. Грибоедову советовали укрыться в армянской церкви, но он отверг это предложение.
Из всего посольства спасся только Мальцов, спрятавшись за 50 червонцев в безопасном месте. Ему удалось перебраться во дворец шаха, где его спрятали в сундук, сам правитель также испугался возмущения народа, восставшего на русских. После того как волнения стихли, Мальцова отправили в Грузию. В Тегеране же старались показать большое огорчение и даже объявили на несколько дней траур.
Вдова писателя
Краткая биография Грибоедова не раскроет в полной мере, насколько серьезно подошел писатель к своей женитьбе. Свадьбу с княжной Ниной Чавчавадзе он сыграл перед отъездом в Персию, в 1828 году. Во время трагических событий жена Грибоедова была беременна и находилась в Тевризе. Когда получили известия из Тегерана, ее перевезли к англичанам и уверяли, что так хотел ее муж, оставшийся на некоторое время в Тегеране завершить дела. В Тифлисе ее оставили в карантине, где Нину навещали родственники. В своих разговорах она не упоминала мужа, но, скорее всего, догадывалась о его участи.
Нина была на восьмом месяце беременности, когда родные решились рассказать ей о смерти мужа, чтобы не узнала об этом со стороны. Она тихо плакала, а через несколько дней родила ребенка, который почти сразу умер. Из краткой биографии Грибоедовой Н. А. известно, что она больше не вышла замуж, навсегда оставшись в памяти жителей «черной розой Тифлиса», как ее прозвали.
Дипломатические заслуги
Обладая проницательным умом и большой силой воли, Грибоедов стал уникальной фигурой и на дипломатическом поприще. Его деятельность широко развернулась во время войны России и Ирана. Он оказал большую услугу армии, изучая настроение общественности в Персии и привлекая иранских шахов на российскую сторону. Огромный вклад внес в Туркманчайский договор, и именно ему поручили отвести его из Персии в Петербург.
Правительство требовало выдать тело Грибоедова, летом 1829 года оно было привезено в Тифлис. Похоронили с почестями у монастыря Святого Давыда. Грибоедов любил это место и говорил, что ему бы хотелось быть здесь похороненным.
Персидский двор уверял, что несчастье случилось без их ведома и виновные понесут наказание. Россия требовала их выдачи. Этого не произошло, но осенью 1829 года в Петербург приехал сын Аббас-Мирзы и от имени своих родителей просил прощение за смерть убитого посланника.
Вклад в литературу
Оставила глубокий след и в литературе короткая жизнь и биография Грибоедова. Творчество писателя, в частности его пьеса «Горе от ума», обозначило новый виток в развитии драматургии. В этом произведении органически слились и сатирическое обличение тогдашней действительности, и положительный герой Чацкий. Предвестник будущего прогресса Н. П. Огарев назвал комедию Грибоедова «могучим произведением» русской драматургии по историческому охвату, злободневности и остроте социальных проблем, реалистической типичности характеров, художественному мастерству.
Появление пьесы вызвало яростные споры об ее идейном содержании. В краткой биографии Грибоедова много воспоминаний и отзывов великих и известных людей. А. П. Беляев писал, что монологи Чацкого «приводили в ярость» всех, кто слушал произведение Грибоедова. Декабристы видели в пьесе орудие борьбы с самодержавием. Современники называли пьесу «светским Евангелием».
В 1825 году удалось напечатать только отрывки из произведения, так же начиналось и театральное представление. Лишь в 1862 году пьеса была опубликована полностью и вскоре стала самой репертуарной в театрах. Позднее М. Горький оценил мастерство «Горя от ума» как «реализм, отточенный до символизма».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?