Для неподготовленного глаза стул – это обыденный объект, выражающий потребность человека в функциональном сидении. И все же на протяжении всей истории немногие предметы мебели волновали сердце и разжигали воображение так же, как скромный стул.
На концептуальном уровне разработка действительно хорошего проекта выходит за рамки технических проблем и становится чем-то вроде художественного процесса. Новшество, практичность, красота формы, мастерство − отличный стул имеет это, когда все сделано правильно.
Неудивительно, что расцвет таких творений пришелся на 40-летний промежуток между 1920-ми и 1960-ми гг. Технологические инновации, расширение европейского и американского среднего класса привели к возникновению художественного движения, известного как «Модерн середины века», влияние которого можно ощутить и сегодня от небоскребов до поп-культуры. Естественно, именно тогда многочисленные стулья приобрели репутацию современной классики. Вот 10 самых известных стульев, о которых вы все еще будете слышать через 100 лет.
1. Ле Корбюзье «Гранд комфорт» (1928)
Разработанный в тандеме с архитекторами Шарлоттой Перриан и Пьером Жаннере, «Гранд комфорт» сам по себе является воплощением простоты. Он имеет элегантную ажурную хромированную раму, которая способна отделяться от прилегающей обивки. Сегодня авторизованные реплики итальянского производства тоже можно приобрести, они доступны в различных конфигурациях для одного или нескольких человек.
2. Эйлин Грей «Трансат» (1927)
В случае новаторского ирландского архитектора Эйлин Грей, ее кресло «Трансат» было вдохновлено палубными сиденьями трансатлантического парохода. Рама была сформирована с помощью сложных столярных изделий и удерживалась на месте серией хромированных кронштейнов. Между тем подголовник и несущая часть сиденья состоят из отдельных частей.
Дизайн Грей − это не простой шаблон, способный быть скопированным в массовом масштабе: это сделало подлинные образцы искусства желанной коллекцией, а те, что находятся в отличном состоянии, часто приносят более 90 000 гонконгских долларов.
3. Марсель Брейер «B32 / Cesca» (1928)
Подобно многим современникам Баухауза, Марсель Брейер стремился реконструировать традиционное европейское искусство и ремесла. Эта пожизненная миссия завершилась двумя самыми важными проектами мебели 20-го века: «B32/Cesca» и «Василий».
«B32/Cesca» состоит из двух частей цельного бука, снабженных ткаными вставками из тростника и прикрепленных к стальной раме. Упругие, несколько левитирующие ощущения, которые люди получают, сидя на нем, стали почти такими же культовыми, как консольная рама стула, объясняя, почему он все еще так популярен в 2020 году.
4. Финн Юл «Модель 45» (1945)
Стул дебютировал на выставке Копенгагенской Гильдии краснодеревщиков в 1945 году. Он остается непревзойденным и по сей день благодаря тому, как сочетает органические формы, возвышенную материальность и эргономику в стиле колыбели − результат многолетних исследований Юла в области динамики осанки и идеальной формы сиденья.
5. Ханс Вегнер «Папа Медведь» (1954)
Кресло Ганса Вегнера «Папа Медведь» берет основные принципы английского wingback и "просеивает" их через датский фильтр. Одним словом, это такой стул, который «проглатывает» сидящего в нем человека целиком, в хорошем смысле.
6. Вернер Пантон «Штабелирующее кресло» (1960)
«Штабелирующее кресло» Вернера Пантона внесло ряд новшеств в мир дизайна мебели: это первый стул, который был изготовлен с использованием литьевой формы, что помогло оптимизировать его для полномасштабного производства примерно восемь лет спустя. Сегодня они все еще производятся компанией Vitra.
7. Людвиг Мис ван дер Роэ «Барселона» (1929)
Названный в честь места проведения промышленной выставки 1929 года, Барселонский стул входит в число самых влиятельных мебельных проектов немецкого архитектора Людвига Мис ван дер Роэ и считается иконой модернистского движения.
Стул был центральным элементом для собственного павильона Миса на выставке в Барселоне, вдохновленный желанием создать место отдыха, достойное испанской королевской семьи. Каждый Барселонский стул − это возвышение промышленного материала до художественного уровня.
8. Ээро Сааринен «Тюльпан» (1955)
Одной из определяющих черт скандинавского модернизма (особенно финской разновидности) было стремление отойти от устоявшихся дизайнерских условностей. В области стульев модернисты, такие как архитектор Ээро Сааринен, искали чистые и эффективные решения традиционной четвероногой конструкции. «Тюльпан» был ответом на воспринимаемые недостатки этого стиля, характеризующийся плавно вылепленным силуэтом, вдохновленным цветами того же названия.
9. Марсель Брейер «Василий» (1925)
Описанный Брейером как его «самая экстремальная работа... наименее уютная и самая механическая», «Василий» содержит отсылки к клубному стулу и обнажается до голой (граничащей с аскетизмом) основы. Сродни металлической стропе, сиденье, подлокотники и спинка, кажется, качают сидящего в воздухе. Его тело никогда не касается стальной рамы. Стул назван так в честь друга и коллеги Брейера Василия Кандинского.
10. Чарльз и Рэй Эймс «Кресло и пуфик» (1956)
Ничто так не выражает безмятежные дни американского модернизма, как «Кресло и пуфик» Эймсов. Стильный дизайн возник из экспериментов Чарльза и Рэя с формованной паром фанерой. Этот материал составляет основу пуфика и кресла, гарантируя, что оба они обеспечивают полноценный отдых и непревзойденный комфорт. Неизменно самыми желанными всегда являются старинные варианты, изготовленные из розового дерева, хотя и современные репродукции можно приобрести всего за 60 000 гонконгских долларов.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?