Образ жизни тесно связан с развитием цивилизации, где она взяла верх над природой. Все люди ведут примерно одинаковый образ жизни. Кто-то беднее — кто-то богаче; одни сидят на диетах — другие пьют в удовольствие. Однако есть места, до которых цивилизация ещё не добралась, и людям (а иногда и целым народам) приходится вести очень необычный образ жизни. Некоторые выбирают такую жизнь по своей воле.
Люди, живущие в домах на плотах
Есть дома на колёсах, особенно популярные в США, — некоторые люди постоянно живут в таких прицепах. Они как небольшие квартиры-студии, но с колёсами. В Штатах для них есть инфраструктура — хорошая дорожная сеть. Амазонка с притоками образует природную транспортную сеть протяжённостью 25 тысяч километров. Там появились свои передвижные дома, только они на плотах и передвигаются по реке. Некоторые семьи рыбаков так живут: просто плавают всю жизнь по реке. Тот, кто побогаче, может позволить себе дизель-генератор для освещения или мотор на бензине. Кто победнее — вёсла и полное единение с природой в пути.
«Отдать швартовы, тысяча чертей! В город идём», — сообщает отец семейства и приматывает свой дом к какому-нибудь причалу. Может, там они и осядут на пару лет, потом ещё куда-нибудь поплывут. Ведь река даёт им еду, воду и большую свободу перемещения.
У Амазонки есть два десятка притоков по 1 500 километров, они тоже распадаются на притоки, а те — ещё на притоки. В некоторых местах современный человек, может, и не был никогда. Амазония — это не просто лес, а лес, которому несколько миллионов лет. Там своя чудо-история.
150 миллионов лет назад был один большой континент — Гондвана. Амазонка была уже тогда, но протекала вместе с рекой Конго в другую сторону. Потом континент раскололся, его части начали сталкиваться друг с другом и появились Анды (это горная сеть в Южной Америке). Эти горы как будто перерезали течение реки и изолировали её часть. В результате на некоторое время Амазонка стала внутренним морем, потом высохла в болото и в итоге сменила направление течения. На этот процесс ушли миллионы лет, и в бассейне реки всё ещё есть первозданная красота природы, которая старше всего нашего вида. Там только деревьев больше 16 тысяч видов! Ты сколько деревьев можешь назвать сходу?
Такое разнообразие — ежегодно открывают новые виды растений и животных. Поэтому леса Амазонки нельзя рубить и там нельзя нефть добывать: их выращивать потом придётся несколько миллионов лет.
Потерявшиеся в лесу
В Южной Америке есть страна Перу. Часть её территории находится в самых глубоких джунглях Амазонии, и там до сих пор живут изолированные племена. Под них выделили национальный заповедник. Это как в наших заповедниках живут снежные барсы и всякие медведи, а у них — живут люди. Просто заблудившиеся когда-то. Несколько тысяч лет назад ушли в лес — да так и не вернулись, заблудились. С тех пор в лесу и живут. Свои межплеменные разборки они решают сами, выбирают себе вожаков, живут натуральным хозяйством.Представь, если бы ты родился в таком племени где-то в адских дебрях джунглей. Говоришь на языке, который понимают несколько сотен человек во всём мире, не знаешь об электричестве; что такое город — вообще не представляешь; из одежды у тебя листья деревьев. Старший брат учит из лука стрелять, только не по приколу, а как реальный способ охоты, как возможность прокормить себя. Погоду предсказывает местный шаман. Ты знаешь сколько угодно классных историй и умеешь добывать огонь.Есть и другой вариант. Вторая часть Перу находится высоко в горах. Это Анды. История похожая: одни ушли в лес, а другие залезли высоко в горы — и тоже заблудились. Жители гор намного ближе к современному миру (пользуются техникой, сотовыми телефонами, радио, телевидением), но живут высоко в горах в жилищах кочевого типа. Пасут там своих альпак и жуют листья коки. Ещё туристам продают сувениры, водят экскурсии. В общем, они пободрее своих лесных собратьев.
Шаолиньские монахи
В Центральном Китае есть буддийский монастырь Шаолинь. Ему 15 веков, и там всё ещё живут шаолиньские монахи. Условия жизни, конечно, сильно изменились за эти века: в монастыре есть электричество, водопровод, даже мобильная связь. Однако технологии несильно повлияли на образ жизни монахов — они, как и раньше, постоянно тренируются, едят и спят. Примерно так проходит обычный день. Ещё они постигают какие-то смыслы и стараются достичь просветления.
Физические тренировки занимают от 6 до 8 часов в день. Представь: это люди как на работу ходят, тратят кучу сил, но просто так, по приколу. Могли бы работать где-то на заводах или в полях, но им нравится другой образ жизни. Шаолиньский монах действительно может втыкать иголки в стекло броском с небольшого расстояния. В результате многочасовой и ежедневной набивки некоторые части человеческого тела могут становиться почти металлическими. Пальцы, голени, локти — ими монахи крошат кирпичи. В общем-то, не самые полезные в повседневной жизни скиллы.
Как турист в Шаолинь может попасть любой человек. Есть разные туры — от просто «походить и пофоткать» до нескольких недель проживания в монастыре с тренировками (так обещают официальные представители). Впрочем, на деле проживание — за пределами монастыря, в гостинице рядом, как и тренировки. Там действительно будет один настоящий монах и детская группа. В Шаолине есть нечто вроде пионерского лагеря. По словам туристов, во всём монастыре есть только два монаха, говорящих по-английски.
Шаолинь влился в реалии современного мира и стал торговой маркой. У него есть собственный отдел туризма, PR, корпоративный счёт. Филиалы есть во многих странах мира, но это олицетворение самого понятия «китайская подделка». Есть в Москве отделение Шаолиня — оно представляет из себя тренера личностного роста с едким запахом сетевухи. В московском Шаолине продают вебинары, удалённые занятия, устраивают экскурсии в китайский Шаолинь по завышенным в 5 раз ценам. В общем, филиалы открываются для заработка денег и продвижения торговой марки. Благодаря кинематографу бренд Шаолинь воспринимается очень позитивно в мире.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?