Удивительно, но было обнаружено, что культура возмущения позволяет удовлетворить человеческое стремление к социальной солидарности. Те группы, которые имели социальные стимулы для возмущения и могли выражать свой гнев показывали значительно большую приверженность к ценностям общества, в котором они проживают. А у медиа-компаний есть даже финансовые стимулы раздражать людей специально - так на вашем гневе они получают значительно больше откликов.
Если вы злитесь, значит, вы в команде
Моральная перегрузка позволяет сформировать социальные связи путем борьбы с несуществующими или преувеличенными кризисами. Расширяя определения бедствия, люди способны создать новые проблемы, для решения которых им потребуются союзники. Мы классифицируем как проблемы, так и решения, которые предлагаются для их преодоления. Это является индикаторами вашей групповой принадлежности.
По словам когнитивного антрополога Паскаля Бойера: "Наличие поступающей угрозы или проблемы могут заставлять людей предоставить нужную информацию... Люди, которые согласны с вами сигнализируют о том, что они готовы последовать за вашим делом. А вот те, кто будет просить доказательств или будут обсуждать достоверность ваших утверждений указывают на то, что их солидарность с вами будет зависеть от ряда факторов. Конечно, это не то, что вам нужно в то время, когда вы ищете союзников.
Короче говоря, люди иногда используют спорные события для того, чтобы понять, кто же именно находится на вашей стороне. Если вы выразите нужное количество возмущения, то они будут знать, что вы часть их группы. Но если вы этого не сделаете, то они зададутся вопросом, где же лежит ваша преданность.
Человеческое поведение и мышление являются продуктами нестареющего эволюционного процесса. Окружающая среда и давление среды сформировали ваш мозг и поведение. Люди умеют преодолевать кризисы потому, что они делают это очень давно. И сотрудничество в этом является основным ключевым фактором.
Социальная боль в мозгу
В своей книге нейробиолог Метью Либерман поделился результатами исследований, раскрывающими, что область мозга, которая ответственна за боль, активируется не только физической болью, но и социальной. Чувство остракизма буквально причиняет боль точно так же, как и удар по пальцам или неприятный ожог.
То же самое относится и к удовольствию. Области мозга, участвующие в обработке вознаграждения, реагируют аналогично на социальное и физическое удовольствие. Исследования показывают, что те же области мозга активизируются, когда нам говорят комплименты, когда мы едим сладости или выигрываем деньги в лотерею. Из-за этого нейробиолог Яак Панксепп начал утверждать, что система социальной привязанности человеческого мозга была воссоздана на основе систем боли и удовольствия.
Также имеется гипотеза "социального мозга". Эта идея основана на том, что большой размер мозга человека является результатом потребности наших предков в необходимости ориентироваться в сложной сети социальных взаимоотношений. Наш интеллект развивался не для того, чтобы решать абстрактные проблемы и ложные способы борьбы с окружающей средой. Он сделал это для того, чтобы люди могли эффективно взаимодействовать друг с другом, а также использовать имеющиеся навыки и способности, когда им необходимо работать вместе.
Люди - социальные существа, им нужно общаться. Мы нуждаемся и жаждем этого. И часто групповая солидарность достигается при возникновении внешних угроз.
Древние идеи в современных черепах
Сейчас мы живем в мире, который сильно отличается от того, в котором жили наши предки. Технический прогресс заметно изменил все. Однако наши умы были сформированы именно для изначальной социальной среды. Люди эволюционировали, чтобы вместе испытывать трудности. Доисторические стрессоры, такие как войны, которые объединяли первых людей, больше практически не встречаются. Поэтому сейчас мы начинаем создавать искусственные раздражители. Это и есть одна из основ того возмущения, которое охватывает нас сегодня.
Моральная перегрузка
Есть, по крайней мере, две причины, по которым мы приветствуем моральную перегрузку. Во-первых, мы не были созданы для комфорта, нам нужны ссоры, стресс и конфликты. Во-вторых, глубоко внутри нас живет желание объединиться в коалицию, чтобы быть хорошим членом группы. Ясно, что мы хотим конфликта и хотим, чтобы союзники помогли нам решить проблемы.
Культура возмущения удовлетворяет эти потребности. Расширяя определения бедствий, мы создаем новые проблемы, для решения которых нам нужны союзники. Так что изначально все бедствия несут в себе потенциал объединения.
Нет жизни в мире без борьбы
Борьба и вызовы объединяют людей. Поэтому если их нет, то люди будут искать их. По словам писателя Френсиса Фукуямы: "Если люди не могут бороться за правое дело, то они будут бороться против правого дела. Они будут бороться только ради борьбы. Они будут бороться от скуки просто потому, что они не могут представить себе свою жизнь в мире без борьбы".
Тем не менее, вместо того, чтобы позволить мгновенному возмущению захватить ваше внимание, вы можете быть более вдумчивыми о том, на каких именно угрозах можно сосредоточиться и как решить их. Мы жаждем конфликта. Но мы можем быть более бдительными в отношении того, как именно мы удовлетворяем это желание.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?