Они были нашими соседями по лестничной клетке. Маленькая аккуратная старушка с дулькой из желтых волос, руками-щупальцами и сильным характером, который не умещался в ее теле и выходил за контуры халата тяжелым жирным пятном, и тихий пятидесятилетний сын в куцем, почти что школьном, пиджаке. Она дышала им, будто воздухом с примесями ароматов душистого горошка и шоколадной космеи, раскладывала по плечам воротник его рубашки, покупала хлопковые носочки и козье молочко, руководила стрижкой так, что парикмахер бледнел и сползал по стене: «Идите к другому мастеру, мне не хватает квалификации», - и просила не задерживаться на службе, а то ей будет плохо.
Приходя с работы, сын подробно пересказывал, как прошел его день: начальник по прозвищу «клоп» упрекнул в бракованных деталях, продавщица обвесила на пятьдесят граммов ребристых ирисовых конфет, а по пути домой встретил одноклассницу Светку, пригласившую на встречу выпускников. Мама тут же оживала, роняла тапки, шпильки и прихватки, волновалась подбородком и подавалась вперед:
- Ту самую, которая в десятом классе каталась на мотоцикле с задранной юбкой, а сразу после выпускного сделала аборт? Не ходи, говорю тебе, как мать. Ничего хорошего там не светит. Один разврат.
И он поспешно кивал, сводил вместе коленки, наклонялся над тарелкой полезной гречки и оставался дома, чтобы лишний раз маму не волновать. Самое печальное, что сын умер раньше матери от инфаркта, а она еще долго обсуждала его слабый иммунитет, мягкий характер и ненавидела Светку-заразу, чуть не женившую сына на себе.
Победить такую маму невозможно. Она держит своего ребенка за пуповину и всегда возвращает в давно уже тесное гнездо. Только она знает, что нужно ее «детинке». Какой температуры он любит гороховый суп, как правильно взбить подушку, и из какого материала трусики не будут парить в жару. Всегда выслушает его незрелый разговор и лишний раз подчеркнет, что все женщины – хищницы. Напомнит, как болел ветрянкой, и она обмахивала его полотенцем восемь ночей подряд, потому что прыщики были даже там, на мошонке. Посвятила ему жизнь, выполняя свой материнский долг, и отказала двум перспективным женихам ради спокойствия сына.
Постепенно такая, как правило, одинокая женщина уничтожает все признаки его мужества и превращает в неудачника, чтобы тот никуда не делся. Не исчез. Не попал под влияние вздорной соседской девочки с крупными родинками, будто бородавками. Ведь он с мамой до сих пор одно целое. Ну и что, что у него 45-й размер ноги и седые виски? Ну и что, что половина зубов вставных и все чаще прихватывает радикулит и подагра? Он мамин сын и точка.
Развод с мамой – трудное, нервное и энергозатратное дело. Единицы находят в себе силы и уезжают. Бывает, даже на полярную станцию Амундсен-Скотт и Тристан-да-Кунью. Большинство же продолжает существовать «сиамскими близнецами» и даже не пытается устроить личную жизнь. А какой смысл? Все равно мама отобьет его у жены.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?