В начале мая музыканты Венской филармонии вышли на сцену для очень необычного выступления. Они играли на скрипках, горнах, кларнетах и тромбонах с трубками в ноздрях. На выдохе их сфотографировала камера. Один из самых известных оркестров в мире исполнил симфонию не для публики, а для научного эксперимента. Ученые хотели выяснить, насколько заразны вирусы. Также они собирались оценить риск распространения COVID-19 музыкантами. Когда многие культурные учреждения возвращаются к работе, это становится особенно актуальным.
Опасность живых концертов во время пандемии
К настоящему моменту мы все чрезмерно осведомлены о невидимых, но болезнетворных каплях, которые передаются через дыхание. Маски и социальное дистанцирование могут замедлить распространение коронавируса. Однако эти меры не подходят для музыкантов, ведь на трубе не получится играть с маской на лице. Социальное дистанцирование в оркестре разрушит звучание мелодии.
Эксперты в области здравоохранения опасались, что медные трубы могут действовать, как своеобразный трамплин, помогая коронавирусу распространяться дальше и быстрее, чем во время обычного разговора или дыхания. Их рассуждения были вполне обоснованы. В самом начале пандемии хоры и концерты способствовали распространению болезни. В одном из самых известных случаев заболевший певец заразил в штате Вашингтон 52 людей. Двое из них погибли.
Искусство и КОВИД-19
Оценка потенциальной опасности оркестра во время пандемии была жизненно необходима для возобновления выступлений. Цель эксперимента состояла в том, чтобы запечатлеть дыхание музыкантов, вырывающееся из их носов и инструментов.
Смесь кислорода и физиологического раствора поступала через трубки, помогая увеличить видимость пара для камер. «Это было не очень удобно. Чтобы снова играть, мы были готовы на все. Кроме того, это позволило нам почувствовать себя персонажами одного известного романа», - сказал первый скрипач Даниэль Фрошауэр о носовых трубках, которые пришлось носить ему и его коллегам.
На момент проведения эксперимента прошло всего несколько месяцев после последнего выступления. Однако музыкантам казалось, что прошла целая жизнь. В начале марта ряд концертов, приуроченных к 250-летию Бетховена, прошли в Париже, Кельне и Гамбурге. Но к тому времени, когда музыканты достигли Мюнхена, Италия уже закрыла границы. «Мы чувствовали, что это будет последний раз, когда мы играем вместе», - говорит Фрошауэр об их Мюнхенском концерте, который завершился знаменитой Пятой симфонией Бетховена.
Пятая симфония Бетховена и коронавирус
Она была написана в то время, когда композитор уже страдал от надвигающейся потери слуха. Говорят, что Бетховен представлял судьбу, стучащуюся в дверь. Ноты «та-та-та-та» начинают симфонию. В следующих четырех частях мы слышим, как человечество пробивается сквозь тьму к свету.
Однако в ту ночь музыканты Венской филармонии чувствовали себя так, словно в жизни больше не было света. "Это было похоже на последний вздох", - говорит Фрошауэр. Оставшиеся концерты были отменены, когда большая часть Европы присоединилась к Италии.
К маю музыканты стали задаваться вопросом, когда они снова смогут играть. Число заражений резко сократилось, в Австрии вновь открылись магазины. Однако о том, чтобы подвергать риску людей во время концертов, не могло быть и речи. Вдохновленный исследованием распространения капель при использовании ингалятора, профессор Венского медицинского университета Фриц Стерц организовал эксперимент с музыкантами.
Результаты эксперимента
«Мы увидели, что ничего особенного не происходит. На самом деле дыхание людей практически не было заметно», - говорит Стерц. Капли, выпущенные музыкантами, распространились на 50 сантиметров вокруг их рта и носа, но почти ни одна не прошла через конец трубы, горна, кларнета, гобоя или фагота.
Учитывая, что в латунных инструментах имеется встроенный клапан, который отводит воду, капли остаются внутри инструментов. Самым опасным инструментом оказалась флейта. Только она действовала по типу распылителя, распространяя слюну в радиусе 75 сантиметров. Но даже это расстояние было безопасным в пределах нормального расположения оркестра. Аналогичные эксперименты, проведенные больницей Шарите в Берлине и университетом Бундесвера, также доказали, что музыкальные инструменты не являются распространителями COVID-19.
Будущее живой музыки
Фрошауэр упомянул о результатах эксперимента в телефонном разговоре с австрийским канцлером в мае. Вскоре после этого правительство объявило, что филармония и другие оркестры могут играть с июня, но только для аудитории не более 100 человек.
С адаптированным графиком в августе пройдет даже Зальцбургский фестиваль - одно из самых важных событий классической музыки. 5 июня Венская филармония впервые собралась вместе после длительного перерыва, чтобы вновь исполнить Пятую симфонию Бетховена.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?