Квартира, которая не открывалась в течение 70 лет, сама по себе является ценностью. Такое помещение становится капсулой времени, войдя в него, можно в прямом смысле перенестись в далекое прошлое.
Именно этого и ожидали наследники жилья, находящегося в IX округе французской столицы, когда повернули ключ в замочной скважине. Но, как оказалось, доставшаяся от бабушки квартира таила в себе большой секрет. Внутри нее обнаружилась картина, стоимость которой составляла целое состояние. Выставив ее на аукцион, можно было получить такую сумму, которой бы хватило на безбедную и праздную жизнь в течение некоторого времени. Впрочем, продав шедевр, наследники квартиры получили намного больше, чем рассчитывали.
О какой картине идет речь?
В квартире, за порог которой никто не переступал в течение 70 лет, а может даже и большего промежутка времени, сохранилось немало вещей, представляющих ценность.
Фактически каждый предмет интерьера в ней являлся антиквариатом, а любая вещь в бельевом шкафу – винтажной.
Но самую большую ценность представляла картина, небрежно оставленная на одном из стульев. Это было полотно работы одного из величайших портретистов конца позапрошлого и начала прошлого столетия, итальянского живописца Джованни Больдини. Найти такое сокровище наследники жилья и не мечтали.
Как установили авторство?
Вряд ли люди, несмотря на степень своей увлеченности искусством, способны определить авторство картины и ее приблизительную стоимость, едва взглянув на нее. Для этого нужен специалист. Как же наследники разобрались в том, что в открытой ими квартире представляет наибольшую ценность?
Оказывается, эти люди, предпочитающие сохранить анонимность, изначально отправились в полученное по наследству жилье с антикваром и искусствоведом, экспертом, представляющим интересы одного из парижских аукционных домов. Специализацией его являются предметы искусства и меблировка периода XIX и начала ХХ веков.
Это говорит о том, что наследники, еще не видя того, что им досталось, планировали спустить все вещи с молотка или отправить в комиссионные магазины. Это удручает, но, может быть, они находились в сложных финансовых обстоятельствах?
Разумеется, изначально эксперт только предположил, кто мог бы быть автором картины. Ее подлинность установили несколько позже, проведя экспертизу и целое расследование. В ходе него были обнаружены упоминания о найденном портрете в дневнике супруги художника. Но самое главное доказательство подлинности шедевра нашли рядом с портретом. Им стали любовные письма Джованни Больдини к женщине, изображенной на картине.
Кто оставил такое наследство? Кто изображен на картине?
Квартира, в которой был обнаружен шедевр, находится в IX округе Парижа, неподалеку от церкви Сен-Трините. Этот район активно застраивался доходными многоквартирными домами в середине позапрошлого столетия. Жить в таких квартирах было предметом мечтаний для многих, поскольку они являлись на тот момент современными, комфортными, теплыми и не особо дорогими.
Жилье, о котором идет речь, принадлежало Марте Флориан. Сама себя эта женщина называла Мартой де Флориан. Она была актрисой, впрочем, особой славы на подмостках не получила. Зато она стала шикарной и невероятно дорогой куртизанкой. Впрочем, о том, что у Марты был роман с самым модным портретистом Парижа того времени, с итальянцем Джованни Больдини, до момента обнаружения портрета и писем никому из биографов художника не было известно. Это свидетельствует о том, что о жизни и занятиях Марты Флориан, а также об источниках ее доходов, доподлинно ничего неизвестно.
Марта прожила в меблированных апартаментах много лет, в них же она и скончалась в 1932 году. По только ей ведомым причинам, мадам Флориан не упомянула в завещании сына, оставив все свое имущество внучке, Соланж.
Соланж же фактически не успела даже разобрать бабушкины платья, ведь началась война. Как только немцы подошли к Парижу, она спешно эвакуировалась. О том, в какой спешке Соланж собиралась, можно судить по беспорядку, царившему в квартире, который увидели открывшие дверь наследники. Их бабушка бежала на юг страны, там она и осталась, больше никогда не приезжала в столицу. Но ренту за жилье в Париже Соланж вносила исправно до конца своих дней.
За сколько продали портрет Марты Флориан?
Наследники обозначили достаточно скромную стартовую цену для своего родового достояния. Торги начались с суммы в 200 000 евро. Однако покупатели оценили портрет, свидетельствующий о тайной любви итальянского художника и французской актрисы намного выше, чем потомки Марты.
Торги были жаркими. Портрет был продан за пару миллионов евро. На сегодняшний день - это самая высокая цена, заплаченная за работу кисти Джованни Больдини.
Эта история наводит на грустные и немного философские размышления. Как можно продать с молотка семейное достояние? Как можно обменять на деньги то, что фактически принадлежит всему роду? Может быть, нужно было повесить портрет над камином, а письма сложить в шкатулку, для того, чтобы передать эти бесценные свидетельства истории семьи потомкам? Ведь это не просто мебель или старое платье, это то, что могло бы стать настоящей семейной легендой, то, что могло бы пробудить интерес у детей к их родословной, происхождению. Впрочем, видимо, потомков мадам Флориан совершенно не интересовали их семейные тайны.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?