Фотограф Джонатан Айриш, который работает в издании National Geographic, заинтересовался русским деревянным зодчеством и решил отправиться по городам Золотого кольца, в которое входят древние города. В частности фотохудожника привлекли резные наличники на окнах в домах города Суздаля, которые как будто появились из сказки.
И практический, и эстетический аспекты
По словам Айриша, осуществляя свой проект, он стремился к тому, чтобы в объектив его фотоаппарата попало большое количество причудливых архитектурных памятников. Тем самым была бы создана панорама, освещающая жизнь в провинциальных городах России.
Существует распространенная теория, о том, что в русской деревне деревянные наличники появились, придя из европейских стран. По внешнему виду они похожи на оправы для икон или же церковную резьбу. В давние времена мастера по резке наличников параллельно украшали и иконостасы.
В первую очередь наличники несут практическую функцию: они служат защитой жилищ от неблагоприятных атмосферных воздействий. Но также они имеют и эстетическое значение.
Узоры в качестве оберегов
Раньше у них было и еще одно предназначение - они играли роль оберега, защищая обитателей дома от дурного глаза, лихих людей и нечистой силы.
В различных украшениях и затейливых узорах были зашифрованы магические заклинания и талисманы, имевшие вид божеств, животных и прочих фигурок. К примеру, крылья являлись динамическим символом, имевшим связь с духами предков. Крест говорил о соединении духовного и материального начал.
Солнце символизировало энергию. Травы, цветы, животные сближали человека с природой. При этом христианские верования никак не мешали воплощению языческой символики в народном творчестве.
Представители National Geographic были несказанно удивлены красоте резных окон. По их мнению, это традиция, которую россияне должны возродить.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?