В истории литературы немало великих мыслителей и художников, чьи произведения остаются непризнанными. Есть писатели, которых просто не читают. Жребий других – издавать свои книги сотнями тиражей, но оставаться в забытьи. Есть авторы, чье поведение или взгляды оскорбительны для читателя, но он читает их произведения и возвращается к ним снова и снова.
К таковым, пожалуй, и можно отнести Кнута Гамсуна, норвежского писателя. Один из самых противоречивых творцов прошлого века, он открыто поддерживал нацистов и, в то же время считался одним из величайших романистов.
Об авторе
Настоящее имя писателя Кнуд Педерсен, он сын портного из Норвегии. Родился в 1859 году в сельской местности, в Гудбрандсдалене. Три года спустя семья переехала в Хамарой, чтобы работать в Хамсунне, на ферме своего родственника.
Гамсун до девяти лет не посещал школу. Его дядя, в доме которого они жили, был властным, к тому же «скупым и вспыльчивым», как писал сам Гамсун, человеком; мог оскорбить и избить по любому поводу. Но он также заведовал и местной библиотекой, где Кнут самостоятельно обучался читать и писать.
Несмотря на скромное происхождение и отсутствие формального образования, две неуклюжие истории, принадлежавшие перу юного писателя-фермера, в малоизвестных изданиях, но были опубликованы. И Гамсун Кнут попросил у богатого норвежского купца Э. Захла финансовую поддержку.
Жизнь в Америке
Гамсун отправился в Копенгаген и изо всех сил пытался выжить. В 18 лет он перебрался в Америку. В Нью-Йорке он был потрясен воздушной железной дорогой, которая шла «по воздуху, над домами», но жил будущий писатель в основном в Висконсине и Миннесоте. Восемь месяцев в Чикаго, где работал на канатной дороге, потом на ферме в Дакоте. Он восхищался принципами, изложенными в «Декларации независимости», Марком Твеном, лекции которого посещал в Нью-Йорке.
Гамсун брался за любую работу, голодал, доводил себя до нервного истощения, но вынужден был вернуться на родину. Несколько статей, которые ему удалось опубликовать, не улучшили его материального положения. И он второй раз едет в Америку – работает кондуктором трамвая, батрачит, выступает с лекциями по литературе. В 1877 году вышла первая книга - «Загадочный человек». Через год – баллада «Свидание» и повесть «Бьергер». В 1888-м он вернулся в Европу и обосновался в Копенгагене. Вскоре в одном из журналов выходят несколько глав романа «Голод».
Возвращение в Норвегию
Гамсун считается самой эпатажной фигурой в литературе того времени. В биографии Кнута Гамсуна много поступков, которые шокировали современников. Например, разъезжая по стране с лекциями, он откровенно провоцировал своими заявлениями норвежских классиков. Однажды пригласил Ибсена на свою лекцию в Осло и при всех обвинил, что тот не пишет, а «царапает дрожащими руками» и несет свое «грубое и ложное» психологическое понимание в массы. Самой шокирующей его выходкой считается заявление в адрес Ибсена: «Вам пора уходить!»
Откровенно говоря, своим поведением он приводил в шок и раньше. Когда он жил в Америке, его сосед по комнате вспоминал, что однажды ночью вернулся домой, Гамсун уже спал, лампа на столе все еще горела, а на столе лежала сигара, нож и записка: «Выкури сигару и воткни нож в мое сердце. P. S. эта записка станет твоим оправданием в суде». А на потолке был нарисован ангел смерти.
Кнут Гамсун не один раз поджигал занавески своего домовладельца и раскалывал голыми руками керамическую плитку. Когда умер отец, Гамсун отказался идти на похороны, а написал вместо этого статью, где утверждал, что четвертая заповедь «устарела» и родители должны чтить своих детей.
Личная жизнь
Поведение Гамсуна отличалось от общепринятого в обществе, он и не старался скрывать свои недостатки. И некоторые проступки, которые порядочный человек просто не мог позволить себе, казались мелкими по сравнению с тем, что Гамсун мог «выкинуть». История его первого брака с Берглиот Бех в 1898 году долгие была поводом для обсуждения. Берглиот была замужем много лет, у нее была дочь. Но Гамсун уговорил ее оставить мужа.
Они прожили вместе восемь лет, и тут их знакомые стали получать клеветнические письма, в которых было предостережение женщинам от какой-либо связи с Гамсуном. Он обвинил в этом супругу и сказал, что не хочет иметь с ней ничего общего. Но при этом забрал все ее деньги и оставил в Бельгии. Он не скрывал этого и признался, что поступил не как «самый порядочный человек», а позже обвинил во всем Бога: «Он меня сделал тем, кто я есть, и несет ответственность».
Второй раз Гамсун женился на красавице Мэри Андерсен в 1909 году. Мэри оставила карьеру актрисы и оставалась с ним до конца жизни. Как бы там ни было, книгами Гамсуна Кнута восхищался весь мир, и сложный характер не помешал ему создать великие произведения.
Мировоззрение писателя
Прежде чем познакомиться с произведениями Гамсуна, нужно немного сказать и о его мировоззрении. Эту тему невозможно обойти, потому что его отношение к Гитлеру подверглось критике тогда и осуждается сейчас. Было бы неправильным утверждать, что писатель был безоглядно предан идеям нацизма. В характере Гамсуна всегда присутствовал некий природный цинизм. Он был уверен, что за его произведения ему все обязаны помогать и финансово, и протежируя его сочинения. Что, собственно, и делали представители как норвежской, так и мировой культуры, понимая, насколько Гамсун важен для них.
В своих статьях и лекциях Гамсун Кнут неоднократно предостерегал читателей и слушателей от пацифизма, утверждая, что война не нечто неестественное. Война ради потребностей - это часть жизни. В пример приводил крестьян, которые убивают животных по необходимости, и назвать это жестокостью может только городской житель, который не жил в деревне. Гамсун был уверен, что мир очистится от всей этой шелухи, которая пришла с Запада. Он без оглядки злословил в адрес Америки и Англии, и считал, что в этот затхлый мир придет новое время, благодаря молодой Германии.
Гамсун был искренен в своих утверждениях и верил, что Норвегия расцветет только под руководством Германии. Оккупацию он считал недоразумением, но был непоколебимым сторонником Третьего Рейха. Свою Нобелевскую медаль, которую получил за роман «Плоды земли», он в 1943 году передал Йозефу Геббельсу. Гамсун встречался с Гитлером, а когда фюрер покончил жизнь самоубийством, написал некролог, где назвал лидера нацистов «борцом за права народов».
Судебный процесс
После войны, на суде, Гамсун Кнут говорил, что ничего не знал о преступлениях фашизма, а был лишь затворником в рабочем кабинете своего дома. На самом деле с 1938 года он не написал ни строчки. Норвежские министры требовали судить военных преступников по всей строгости закона. Но Молотов (дело Гамсуна решалось в Москве) сказал, что надо сохранить жизнь автору «Пана» и «Виктории», создателю лучших произведений Кнуту Гамсуну, и нельзя его судить, как остальных.
На суде Гамсун рассказывал, как горячо любит Норвегию, и все делал для ее блага. Сказал, что ничего не слышал о войне и не заслуживает наказания. И в то же время не принес никаких извинений и не отказался от своих воззрений. Суд признал его виновным в пособничестве фашистам и приговорил к большому штрафу - 425 000 норвежских крон. Гамсун лишился состояния, но остался свободен.
Последние годы жизни
Судебный процесс он описал в своей последней книге «На заросших тропинках», над которой начал работать в психиатрической лечебнице, а продолжил в доме престарелых. Трудно было найти издателя, который бы решился на публикацию. Имя Гамсуна на обложке не принесло бы ничего хорошего. Многие были уверены, что его поддержка нацистов – это оскорбление всего народа.
Кто-то утверждал, что его поведение в военное время нельзя судить столь строго, потому что это поведение старика и безумца, человека, глухого к реальности. Гамсун поставил на карту все свое состояние, оставшееся после суда, и выиграл. Книга была опубликована еще при жизни писателя в 1950 году, имела большой успех, и всем стало ясно, что ни о каком слабоумии писателя не может быть речи.
Личность этого человека не умещается в обычные рамки. Удивительно, но умирающие от голода люди, находившиеся в еще худшем положении, чем герой книги «Голод», не перестали его читать. Книги Гамсуна издавались в СССР и во многих других странах. Конечно, есть режиссеры, которые отказываются от его пьес, читатели, которые не покупают книг Гамсуна.
Кто-то пытается разделять его личность на писателя и политика. Примирить злодея с художником. Но те, кому не безразлична история европейского романа, история литературы, соглашаются, что Гамсун – писатель, без которого трудно представить модернизм в литературе. Кнут Гамсун изобрел новый вид письма – «психологический» роман. Интерес к его творчеству не иссякает и после смерти писателя. Умер Гамсун в феврале 1952 года.
Экранизации Кнута Гамсуна
- Первые фильмы по книгам Гамсуна были сняты в России актерами МХАТа. Они долго присматривались к совершенно новому искусству и в 1916 году во главе с Б. Сушкевичем взялись за создание фильма «Рабы любви», в 1917-м была снята кинолента «Виктория» под руководством О. Преображенской. Эти постановки не оказали большого влияния на российский кинематограф. Фильмы были немые, и ни один из них не сохранился.
- В 1921 году в Норвегии выходит фильм по роману «Соки земли», он стал не только первым по произведениям Гамсуна, но и одной из первых немых кинолент Норвегии. Режиссером фильма стал датчанин Г. Соммерфельдт. Премьера пришлась на рождественские праздники и стала важным событием в культуре Норвегии. Этот фильм долгое время считался частично утерянным, но в честь 150-летия писателя в 2009 году он был восстановлен.
- Новая экранизация по роману Гамсуна «Пан» выходит в Норвегии в 1922 году. Эпилог фильма снимали в Алжире, чем еще больше подогрели интерес публики. В этом же году в Чехословакии выходит кинолента «Последняя радость».
- В 1923 году в Швеции снимают картину «Сильные волей» по роману «Телеграфист» («Мечтатель»). Над созданием фильма работал профессиональный режиссер, и премьера имела огромный успех.
- Первый звуковой фильм «Виктория» вышел в Германии в 1935 году, режиссером был известный кинооператор К. Хоффман.
- В 1937 году в Германии режиссер О. Фьорд снимает фильм по роману «Пан».
- Очередная кинолента «Последняя глава» по роману Гамсуна выходит лишь в 1961 году в Германии. Режиссером фильма стал В. Лейбнер. Съемки проходили на родине писателя.
- В 1962-м в Швеции под руководством режиссера Б. Хеннинга выходит фильм «Короткое лето» по роману «Пан».
- В 1966 году выходит фильм «Голод» режиссера Х. Карлсена, в главной роли с П. Оскарссоном, за которую он получил приз в этом же году на Каннском фестивале, а фильм - «Золотую пальмовую ветвь».
- Следующая экранизация - «Ледниковый период» - выходит в 1973 году в Германии. Фильм был снят по пьесе Т. Дорста «Толлер», которая была основана на последней книге - «По заросшим тропинкам».
- В 1989 г. выходит экранизация «Бродяги» режиссера О. Солума.
- В 1989 г. выходит фильм латышского режиссера О. Дункерса «Виктория».
- В 1994 г. «Телеграфист» Э. Густавсона по сценарию Л. Кристенсена.
- В 1995 г. снят фильм Х. Карлсена «Пан».
- В 1999 г. снимают три короткометражных фильма по рассказам Гамсуна.
- А в 2007 году появился мультфильм «Муха» С. Эльвестада по рассказу писателя «Обыкновенная муха».
Творчество Гамсуна
Писатель с легкостью играет с читателем, вызывая бурю самых разнообразных эмоций и мыслей, воздействуя на его чувства и сознание. При этом пишет он довольно просто, не пытается приукрасить язык, а порой намеренно добавляет «неотесанные», грубоватые фразы. Вот этим, собственно, он и упрекал тех писателей, которые заботились о вычурности своих сочинений. Он критиковал их за увлечение стилистическими изысками и за отсутствие личностных портретов.
Ранние произведения
Творчество Гамсуна удобно подразделять на периоды. Произведения, относящиеся к раннему творчеству, – «Бьергер», «Свидание», «Загадочный человек», написанные им еще в подростковом возрасте, привлекают внимание скорее с точки зрения эволюции писателя. Здесь тема странствий, любовь к природе, крестьянская жизнь.
К творчеству, богатому любовными историями, человеческими отношениями и психологизмом, можно отнести произведения «Виктория», «Пан», «Мистерии», «Голод». Они принесли автору мировую известность и буквально «разобраны» на цитаты.
Кнут Гамсун больше не коснется тем, затронутых в этих романах, они никогда его не привлекут. Критики скажут, что на это повлияли его убеждения и личностные изменения, которые произошли с ним: он невзлюбил городскую жизнь, технократические процессы, происходившие в то время, и все отчетливее ощущал неприязнь к английской цивилизации.
- «Мистерии», опубликованные в 1892 году, обозначили новый виток в его творчестве. Сюжет, положенный в основу произведения, был отмечен оригинальностью и новизной. Если норвежские классики Ибсен и Бьернсон, стремились предельно ясно выявить суть характера человека, то в «Мистерии» у Гамсуна чувствуется какая-то недосказанность и недоговоренность.
- В произведении «Пан» (1894) отчетливо заметно, в каком направлении писатель будет двигаться в дальнейшем. В этом романе Гамсун подошел к человеку как к неотъемлемой части природы. Лейтенант Глан, главный герой, живет в лесу и ощущает свободу и счастье лишь наедине с северным летом, вслушиваясь в дыхание природы. В цивилизованном мире ему неуютно и неловко.
- «Виктория» (1898) – одно из значительных сочинений мировой литературы, посвященных теме любви. Простой и драматичный сюжет произведения рассказывает о двух людях, об их глубокой и несбывшейся любви, разделенной ложной моралью, имущественными интересами и сословными преградами.
- Роман «Голод» во многом автобиографический. Он повествует о жизни молодого интеллигента, который пытается заработать на жизнь публикацией своих статей. Гамсун настолько ярко передал сложные настроения своего героя, его отчаяние, гнев и состояние эйфории, что читатель невольно страдает вместе с ним от недоедания, переживает, надеется и мечется в поисках.
В последнем романе есть сходство с произведениями Достоевского. Автор и сам много говорил о русской литературе.
Поздние романы
После многих лет работы над собой, отчаянной борьбы с голодом и бедностью, самоучка, который учился в школе меньше года, Гамсун становится профессиональным писателем. Его более поздние работы поражают широким кругозором автора и свидетельствуют о его прекрасной осведомленности в области истории, философии, культуры, религии и т. д.
- В работах «Под осенней звездой» (1906) и «Странник, играющий под сурдинку» (1909) появилось что-то новое: героем своих романов становится сам писатель. Он говорит от первого лица, скитается по Норвегии: то уходит в леса, то возвращается в общество, где его ожидает разнообразие человеческих отношений.
- В 1908 году, в романах «Роза» и «Бенони», Гамсун вернулся к героям произведения «Пан», словно не в силах расстаться с молодостью.
- «Дети века» и продолжение романа «Местечко Сегельфосс» (1915) раскрывают особенность человеческих отношений. Гамсуну всегда казалась важной тема закрытости, неспособность любящих друг друга людей прорваться через стену непонимания.
- Роман «Соки земли», за который писатель был удостоен Нобелевской премии в 1920 году, - это гимн крестьянскому труду. Герой произведения Исаак превращает в плодородную землю дикий лесной край.
- «Женщина у колодца» - произведение, опубликованное в 1920 году, - проникнуто горечью и печалью. Оливер Андерсен, герой романа, - это отражение городской жизни. В прошлом бойкий матрос, он возвращается домой калекой. Так и идет по жизни, искалеченный не только физически, но и духовно.
- В романе «Последняя глава» (1923) сказалось скептическое отношение Гамсуна к западной цивилизации. Действие произведения протекает в санатории, уменьшенном подобии общества. Здание дало трещину, как и весь мир, над которым пронесся ураган революции и войны. Завершается роман апокалиптической картиной: пожар в санатории уносит жизни всех его обитателей.
- Время не стоит на месте, и меняется все: человеческая психология и отношения, города, деревни. Все становится другим. Автор пытается уловить то, что меняет историю, и предстает перед читателем в облике предприимчивого Августа – главного героя трилогии «Скитальцы» (1927-1933 гг.).
- «Замкнутый круг» (1936) – это книга, которой завершилась творческая деятельность писателя. Главный герой страдает не от голода и нищеты, а от обеспеченной жизни. Он не может жить в роскоши, бессмысленно тратит деньги, живет в долг, ему не нравится оседлость, его стихия – это скитания и бродяжничество.
- Последняя книга Гамсуна «На заросших тропинках» была опубликована в 1949 году. Написал он ее в возрасте 90 лет, но она была, по мнению критиков, «по-прежнему живой и яркой».
Долгое время талант писателя оставался непризнанным на родине – в Норвегии. Музей Кнута Гамсуна, первый в мире, открылся лишь в 2009 году в местечке Хамарой, к 150-летию со дня его рождения. Несмотря на противоречивые элементы биографии этого автора, его произведения достойны прочтения. Достаточно прочесть хотя бы одно из них, чтобы ответить на вопрос, который несколько десятков лет волнует многих, - «Кто такой Гамсун?».
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?