Еще пятнадцать-двадцать лет назад фотографии были ценными и достаточно личными вещами. Для того чтобы получить снимок, надо было пойти к профессионалу, или подождать, когда закончатся все 24 кадра пленки и отнести ее на проявку. Но отношение к фотографии сильно изменилось с появлением смартфонов и социальных сетей. Сегодня фото делаются быстро и моментально выносятся на всеобщее обозрение, а потому появились высокие требования к качеству, оригинальности и содержанию даже самых обычных снимков. Украинский фотограф Антон Ткаченко решил поделиться своими мыслями о том, как изменились его работа и мир фотоискусства в целом за последние два десятилетия.
Кто такой Антон Ткаченко?
Это фотограф с 13-летним стажем, а также профессиональный оператор, увлекающийся еще и режиссурой. В свое время Антон преподавал в лучших фотошколах украинской столицы, а сейчас читает лекции на свободных творческих площадках. На его счету 300 студентов, получивших дипломы профессиональных фотографов, десять музыкальных клипов, один короткометражный фильм и миллионы потрясающе красивых коммерческих фотографий. Несмотря на то что зачастую в руках у Антона Ткаченко можно увидеть дорогую камеру с увесистым объективом, в нерабочее время он обожает снимать на мобильный телефон.
Вспоминая времена, когда он сам снимал на "мыльницу", а затем только-только вставал на профессиональный путь, Антон решил провести сравнительный анализ между современными фотографиями и теми, которые делали 15-20 лет назад, в рамках наиболее актуальных сегодня массовых жанров.
Фотографии из отпуска
Чем отличаются наши фото с отдыха сейчас от тех, что делались раньше? Антон уверен, что культура снимков, сделанных в отпуске, была куда лучше пару десятилетий назад. Несмотря на то что все эти снимки с обезьянками, удавами, попугаями, "папуасами" и "индейцами" были до смешного нелепыми, постановочными и у всех одинаковыми, ценность их была куда выше.
Сейчас большинство фото делается ради самого фото, "лайков" и демонстрации себя любимых. А раньше все снимки делались "на долгую память". И пусть плохое качество тогдашних цифровых мыльниц делало результат интересным и ужасным одновременно.
Сегодня экзотические путешествия перестали быть чем-то только для богатых. Люди перестали снимать "как положено", озадачились поиском новых ракурсов и взглядов на обычные вещи. Отслеживая тенденции в социальных сетях, Антон уверяет - на протяжении трех-пяти лет в тренде остаются масштабные фото, сделанные на закате или рассвете. Сегодня люди стараются превратить свои бытовые фото в глянец, равняются на рекламные плакаты и кадры из фильмов.
Также популярны фото, где есть что-то аутентичное для конкретной страны - локации, животные, блюда. Высоко ценится эксклюзив, нечто такое, что не увидеть каждый день, например, киты или северное сияние.
Тем, кто хочет привезти из отпуска наиболее красивые снимки, Ткаченко советует не лениться - вставать раньше, искать локации без туристов и лезть туда, куда другие не лезут. Очевидные рекомендации - использовать сетку для правильного композиционного построения кадра и регулярно протирать объектив.
Селфи
Антон уверен - селфи относится к тем многочисленным вещам, которые используются не так, как задумывалось создателями. Например, здорово сфотографироваться большой компанией, где каждый получится так хорошо, как он хочет. Но бесконечное самовлюбленное фотографирование самого себя попахивает психическими проблемами. А ведь каждый второй сейчас занимается тем, что каждую секунду снимает свое лицо, да еще и тут же выкладывает одинаковые фото во все соцсети!
Вместе с популярностью селфи появились моноподы, или селфи-палки. Насчет их наш герой высказался менее категорично, будучи уверенным, что это крутое изобретение. Если ты одинок и отправился в путешествие, или же никто не хочет тебя сфотографировать, этот гаджет незаменим. Но проблема в том, что в нашем жестоком мире одиноким быть немодно, обидно и стыдно, так что люди, стесняющиеся достать свой монопод при посторонних, свели популярность этой вещи практически на нет.
Размышляя на тему селфи, Антон поясняет, что он вовсе не против подобных автопортретов, если они несут хоть какой-то смысл. Помимо цели, с которой было сделано фото (показать свое местопребывание, настроение, особенный внешний вид и т. д.), необходимо научиться работать с освещением. Лучше всего, когда рассеянный свет светит прямо на лицо, а задний фон немного темнее. Например, если человек подойдет к окну и вознесет лицо к свету. Хотя в контровом свете можно добиться большей загадочности на фото, если это необходимо.
Фотографии еды
Откуда взялся этот тренд: фотографировать свою еду? Антон считает, что он начался с блогеров. Чтобы не терять свою аудиторию, они старались писать как можно чаще и обо всем, а если обо всем, так почему же не о еде?
Чтобы красиво снимать пищу, ее надо любить и, в идеале, самому иметь представление, как ее готовить. Надо смотреть много профессиональных фотографий блюд, особенно рекламных, выбрать свой стиль и научиться понимать, какой свет отвечает за тот или иной эффект на фото. Для хороших фото еды нужно много терпения и быстрое принятие решений. Некоторые блюда "живут" несколько минут - не успеешь, она растечется и надо будет переделывать.
Разумеется, 15-20 лет назад люди очень редко могли потратить драгоценные кадры своей пленки на сложные и почти всегда неудачные снимки еды. Как правило, это либо было фото "богато" накрытого стола, например на Новый год, или же какого-то блюда, поедаемого впервые и настолько экзотического, что ему даже найдется место в фотоальбоме.
"Лавстори"
Почему раньше влюбленные фотографировались у памятников? И куда исчезла эта традиция? Так как не было интернета, люди не могли ежедневно показывать достопримечательности своих городов друг другу, а потому для фото выбирали самые значимые локации.
Антон вспоминает случай, произошедший с ним 8-9 лет назад - заказчики дали ему список памятников, возле которых хотели сделать свадебные фотографии. Это для того, чтобы потом родственникам, живущим в далеких маленьких городах, смотреть было интересно.
Сегодня для свадебных и обычных "лавстори" наиболее актуальным является репортажный подход - когда все максимально искренне, трогательно и естественно. Люди как бы живут вне кадра, а задача фотографа - просто ловить лучшие моменты. В этом отношении Ткаченко радуется прогрессу - не только фото, но и сам свадебный день стал более атмосферным и самодостаточным.
На собственной практике Антон нередко имел дело с парами, которые, как выяснялось уже на съемке, очень стесняются камеры и просто не знают, как себя вести. В этом отношении он рекомендует обоим сторонам заранее начинать вести переговоры и хотя бы несколько раз встретиться, чтобы стеснительные модели могли привыкнуть. Разумеется, здесь важен такт профессионала - он не должен требовать от своих клиентов того, чего они не хотят, был заинтересован, чтобы люди вышли хорошо и красиво, независимо от степени застенчивости.
Снимки с вечеринок
Что касается фотографий с вечеринок, Антон считает, что и они раньше были куда душевнее, честнее и ценнее. Сегодня же один сплошной пафос, и это при том, что качество как было плохое 20 лет назад, так и сейчас осталось такое же. Это потому, что при слабом освещении трудно снимать даже на профессиональную камеру.
Для того чтобы сделать нормальные снимки в темном помещении ресторана или клуба, Антон рекомендует придерживаться специальных фотозон, которые, как правило, ярко освещены и разработаны специально для создания снимков адекватного качества. В крайнем случае можно включить фонарик на другом телефоне и подсветить с его помощью лицо. Раньше, конечно, так никто заморачиваться бы не стал.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?