В начале 1900-х, когда Пабло Пикассо впервые попытался претендовать на звание лучшего художника в мире, денег у него было очень мало. Это послужило причиной того, что испанские художники часто закрашивали ранее законченный холст. Историки искусства знают, что Пикассо сделал это, например, со своей работой “Голубой период” (1902). Что необычно, спустя почти пятьдесят лет после его смерти была найдена и другая ранее неизвестная работа.
Просветили и обнаружили еще натюрморт
Казалось, что художник хотел, чтобы эту картину никогда не нашли. Хотя обычно Пикассо стремился к тому, чтобы зрители увидели множество интерпретаций одной и той же работы в его исполнении. Ему нравилось показывать черновики. А здесь художник намеренно закрасил первый набросок густым слоем белой краски. Это практически гарантировало, что работу не обнаружат. Но ее нашли. Искусствоведы уверены, что она принадлежит именно Пикассо.
Эллисон Лэнгли - руководитель отдела консервации картин в Институте искусств Чикаго. “Пикассо был игривым, изобретательным художником. Казалось, что у него было больше идей, чем материалов для их воплощения”, - считает она. По словам Эллисон, Пикассо часто переделывал свои ранние работы, меняя цвета, формы, темы изначального эскиза.
Ценный подарок
Картина “Натюрморт” Пабло Пикассо датируется 1922 годом. Это один из самых ценных предметов из коллекции Чикагского художественного института. Произведение было подарено Алисой Токлас от имени ее покойной подруги Гертруды Стайн.
От кубов к неоклассицизму
Спустя десятилетие, после того как Пикассо шокировал мир своими кубическими фресками, он написал “Натюрморт”. В то время мастер уже вступил в свой первый брак - его супругой стала Ольга Хохлова. Тогда он и начал писать в неоклассическом стиле.
В начале 1920-х годов кубистический период в творчестве испанца находился в завершающей стадии. Большую часть своей энергии он тратил на эксперименты с плоскими сетками, расположенными под толстыми красочными линиями.
Спрятанный эскиз
Как поясняет Лэнгли, чикагский "Натюрморт” необычен тем, что художник скрыл под ней другую работу, которую недавно и обнаружили искусствоведы. Это оказался линейный натюрморт, который сегодня может увидеть любой желающий. Художник повернул раннюю работу на бок и потом закрасил ее. В этот период Пикассо работал сразу в двух стилях: линейном кубизме и неоклассике.
Вполне вероятно, что Пикассо прекрасно понимал - нельзя скрыть что-либо от любопытной публики. В 1950-х годах он сказал: “Вы должны сделать рентгеновские снимки моей работы, потому что сможете обнаружить под ней кое-что”. Так и получилось.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?