В конце прошлой недели технический директор Williams F1 Racing Падди Лоу отправился в отпуск по личным обстоятельствам, слишком напоминающий скрытую отставку, из которой не возвращаются. Как это отразится на команде, и достигла ли она уже того дна, от которого можно оттолкнуться, чтобы всплыть к поверхности — или все еще только впереди?
Ситуация, в которой в прошлом году оказалась некогда великая команда Williams, казалось бы, такова, что хуже уже не бывает. По крайней мере, так было в 2018-м, когда по итогам года Williams, в истории которой было семь чемпионских титулов и девять Кубков конструкторов, набрала лишь семь очков и закончила сезон на последнем месте. Вспоминались радужные интервью перед стартом прошлого года, где, не имея возможностей для сравнения, конструктор и даже пилоты рассказывали про скорость и управляемость новой машины.
Однако совсем скоро обнаружилось, что все те результаты, которые машина показывала в аэродинамической трубе в Гроуве, совершенно не спешили на трек, и в итоге FW41 стала самой медленной машиной в пелотоне, а деньги, выделенные спонсорами (в том числе SMP Racing и Лоуренсом Строллом) и потраченные на строительство машины, дали даже не нулевой, а, хуже того, отрицательный выхлоп.
Весь сезон-2018 команда, включая боевых и резервных пилотов, трудилась над тем, чтобы хоть как-то исправить конструкторские ошибки. Кажется, что-то начало получаться, несколько раз пилоты даже проходили в третий сегмент квалификации, но вот беда: новый технический регламент и измененная аэродинамика фактически привели к тому, что работу над машиной 2019 года нужно было начинать опять с нуля. Такая ситуация стала бы непростой и для большой и богатой команды, но для частников вроде Williams это оказалось задачей на выживание. Тем более что возникли осложнения финансового плана, когда команда один за другим лишилась своих спонсоров и партнеров. Martini еще давно предупреждали о том, что не будут продлевать контракт после прошедшего сезона, Лоуренс Стролл нашел для себя и своего сына Лэнса гораздо более интересную песочницу в виде команды Force India, ну а Борис Ротенберг и SMP Racing не сочли возможным и далее вкладываться в команду, которая может позволить себе, скажем прямо, плевать на их интересы и проводить командную тактику откровенно в пользу Строллов даже на домашнем для российского пилота Гран-при.
Борис Ротенберг
Ну что ж, в качестве хорошего резерва был использован Роберт Кубица, который не только принес с собой бюджет в 10 млн евро, но и также необходимую харизму, любовь и уважение многих болельщиков. Джордж Рассел стал залогом добрых отношений с Mercedes, а калифорнийский стартап в области производства мобильных телефонов Rokit — заглавным спонсором вместо Martini. Так ли видит свою команду Фрэнк Вильямс? Сложно сказать, ведь Клэр не допускает к нему журналистов, сообщая через своих подчиненных, что отец уже слишком стар и мало знает о том, что происходит в команде.
К тому же она по какой-то причине совершенно не считает нужным договариваться с людьми — как будто управляет как минимум Mercedes или Ferrari, и уж по крайней мере точно не стоит у руля корабля, медленно и некрасиво идущего ко дну. По всей видимости, она еще мнит себя в тех годах, когда на Williams равнялись, а сэр Фрэнк умел принимать мудрые решения.
Клэр Уильямс
Так или иначе, но в пользу того, что Клэр Вильямс — далеко не лучший спортивный управленец, говорит много фактов, в том числе и постоянная текучка кадров из топ-менеджмента, ведь Падди Лоу отнюдь не первый, кто покинул команду. В начале сезона-2018 был уволен главный конструктор Эд Вуд, затем чуть позже Williams покинул руководитель департамента аэродинамики Дирк де Бир и, наконец, в конце 2018 года о своем уходе из команды заявил главный гоночный инженер Роб Смедли. Так что теперь Williams это не просто новая ливрея FW42…
После предсезонных тестов-2019 в Барселоне о грядущем увольнении Падди Лоу не говорил только ленивый, однако никто не предполагал, что это случится так быстро и за десять дней до первой гонки в Мельбурне.
Говорят, Клэр была в бешенстве, когда FW42 опоздала на 2,5 дня на предсезонные тесты, и тогда, когда машина не смогла показать мало-мальски конкурентные времена, и тогда, когда в последний день тестов у команды не оказалось достаточно деталей, чтобы продолжить испытания по запланированному графику. Вроде бы Падди Лоу обещал, что уж в этом сезоне все будет отлично, но как может быть отлично, когда тебе не с кем работать? Говорят также, что больше всего Клэр хотелось, чтобы Падди Лоу взял на себя ответственность за эти идущие один за одним провалы, а он отказался.
И в самом деле — а он ли один виноват во всем этом? Или все-таки создание и строительство столь сложного и утонченного аппарата, как автомобиль Формулы 1 — это в гораздо большей степени коллективный труд, и часть ответственности за провальную стратегию лежит и на других членах команды, в том числе и самой Клэр?
Ведь вполне обоснованные сомнения вызывает тот факт, что Падди Лоу, человек, стоявший у «технического руля» крупных команд в период их расцвета (например, Mercedes, который он покинул в 2016 году ради возвращения в Williams), человек, который именно для Williams FW14B создал активную подвеску, выведшую их на топ-уровень, человек, поднявший затем McLaren, вдруг в одночасье поглупел и разучился строить хорошие машины.
Да и сам Падди Лоу в интервью каналу Sky Sports на вопрос, сможет ли он «поднять» команду, четко определил свою позицию, заявив, что «уверен, что сможет, но не в одиночку. Весь процесс — это сугубо командное усилие. Нам предстоит проделать большую работу и решить проблему, которую не стоит недооценивать. Со временем мы можем сделать так, чтобы команда вновь вернулась к своей былой славе. Часто бытует мнение, что если что-то не работает, то достаточно поменять людей, и все будет как нужно. Но, работая в Формуле 1, я также заметил, что сильные команды так не поступают. Команда — это возможность учиться … Я не знаю другого подхода».
Отправить Падди Лоу в отпуск по личным обстоятельствам и на неопределенный период было, конечно, «правильным» решением — особенно за десять дней до начала нового сезона, с сырой машиной и отсутствием серьезных кандидатов на замену. Говорят, что в списке Клэр Вильямс одним из первых номеров на место Падди Лоу числится уволенный в свое время Роб Смедли и занимающий сейчас пост в Liberty Media, но сможет ли он в отрицательный промежуток времени исправить те существенные ошибки и просчеты, которые и в новом сезоне заставляют FW42 сохранять за собой последние строчки результатов, и не помешают ли ему те же обстоятельства, которые помешали Падди Лоу?
Роб Смедли
Так или иначе, но в данный момент команда больше напоминает Титаник, нежели мало-мальски жизнеспособное предприятие. О чем говорить, если даже Джордж Рассел, мечтавший о кресле пилота Формулы 1 и буквально прыгавший от радости, когда Williams его подписали, сейчас уже, не стесняясь, сообщает в интервью, что Williams построили самую медленную машину, а Роберт Кубица говорит о том, что команда была не готова к тестам, как и после этого не готова к началу сезона.
Что же может ожидать Williams в наступающем сезоне? Главная их проблема, помимо неумения работать с кадрами, заключается в том, что они уже даже не пытаются соревноваться с теми командами, с которыми соревновались за очки раньше: Toro Rosso, Racing Point и McLaren за то время, что Williams пытались исправить собственные ошибки, уже давно ушли довольно далеко вперед. Перед ними теперь стоит более серьезная задача — они сражаются за место в верхних строчках так называемой Формулы 1,5, чтобы догнать лидеров, в то время как Williams скоро начнут сражаться просто за то, чтобы попасть в 107%.
Еще одна проблема, возможно, в том, что руководство Williams все еще пытается сохранить аутентичность команды. Да, с 2014 года они едут на моторах Mercedes, но они и всю свою историю использовали двигатели других производителей — Honda, Renault, BMW, и это никак не ущемляло их гордость. Вполне возможно, что сейчас уже настал тот момент, когда ради сохранения команды в принципе стоит наступить хотя бы временно на горло собственной песне и пойти по пути Haas? Ну хотя бы ради того, чтобы получить столь необходимый временной бонус и попробовать исправить собственные ошибки? Вполне возможно, Mercedes и не откажется от еще одного полигона для своих технологий — как не отказываются Ferrari, и который, скорее всего, очень бы хотели получить в Renault.
Так или иначе, но похоже, что точка невозврата для команды Williams находится уже на расстоянии вытянутой руки. Еще один-два шага в неверном направлении, и вариантов поднять со дна затонувший Титаник может не оказаться. Хотелось бы верить, что Клэр все же задумается о происходящем и сумеет принять верное решение — или хотя бы посоветуется с отцом, который, несмотря на все ее уверения, находится в трезвом уме и твердой памяти. Иначе команду может постигнуть ситуация намного хуже той, в которой сейчас оказались в Sauber, но они хотя бы, изменив название, сумели сохранить свою команду. А вот кто согласится дать Williams столько денег, чтобы поднять ее с колен и довести до ума, сейчас уже не очень понятно.
Роберт Кубица, Джордж Рассел и Николас Латифи
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?