В 1920-е годы появилось такое музыкальное направление, как джаз. Динамичная и несколько дерзкая музыка, которая пришла в СССР из Америки, быстро приобрела большую популярность у советской молодежи.
Режиссер Карен Шахназаров также не смог устоять перед этой насыщенной красками и динамичной музыкой и решил снять комедию «Мы из джаза». В центре сюжета картины - приключения отчаянных молодых музыкантов из Одессы, решающих организовать собственный джаз-бенд.
Организовав группу, они отправляются покорять своим творчеством Москву. Впереди их ожидают приключения, различные опасности и признание. Вот некоторые воспоминания о съемках режиссера и актеров.
Оператор пел
Многие актеры самостоятельно озвучивали своих героев в фильме. Это также касается и музыкальных номеров. Именно поэтому в фильме можно услышать голоса Ларисы Долиной и Игоря Скляра.
Однако вместо Елены Цыплаковой песню «Старый рояль» исполняет талантливая латвийская певица Ольга Пирагс. А вот вместо талантливого актера Александра Панкратова-Черного в картине исполняет песни оператор. Композитор настаивал на том, чтобы в фильме пел именно Панкратов-Черный, однако Шахназаров был против этого, так как еще в студенческие годы слышал пение актера.
Однажды вечером, после того как прошли съемки, немного выпив, актер решил продемонстрировать свои вокальные способности, и все поняли, что Шахназаров был прав.
Беременность и много грима
Многим в этом фильме особенно запомнилась достаточно яркая роль Ларисы Долиной. Она исполнила роль кубинской джазовой певицы Клементины Фернандес. Чтобы Долина смогла перевоплотиться в темпераментную темнокожую красавицу, ей приходилось ежедневно проводить по несколько изнурительных часов в гримерной. На кожу певицы ежедневно наносили 12 различных оттенков грима, однако сама она в результате осталась недовольна макияжем.
Однако, несмотря на все это, Долина считает эту роль самой большой находкой для себя и говорит о том, что проходящие съемки доставили ей просто колоссальное удовольствие.
Грим был не единственной сложностью для артистки. Все дело в том, что Долина в фильме «Мы из джаза» снималась, когда была на шестом месяце беременности. Особенно сложно ей далась сцена с незабываемой проходкой. Она должна была идти на каблуках и смотреть прямо в камеру. Было несколько дублей, и съемки давались достаточно тяжело.
Выбор актерского состава
Игорь Скляр очень гармонично вжился в роль Кости Иванова. Сейчас достаточно сложно представить в этой роли кого-то другого, но изначально на нее претендовал Дмитрий Харатьян. Однако ему не повезло.
На роль Степана Грушко пробовалось сразу несколько артистов, в частности Леонид Ярмольник и Николай Еременко. Однако Шахназаров решил отдать ее Александру Панкратову-Черному и нисколько не прогадал, так как актер мастерски справился с поставленной задачей. Молодой актер гениально исполнил роль джазмена, который никогда не унывает.
Третьего участника джаз-бенда сыграл Николай Аверюшкин. Он сыграл барабанщика Жору. Чтобы получить роль, актер рассказал, что он очень хорошо играет на ударных инструментах. Но во время съемок его обман раскрылся, и к Аверюшкину приставили настоящего барабанщика. Вскоре он освоил это мастерство.
Реальные прототипы
Режиссер Карен Шахназаров первоначально планировал снять практически автобиографическую музыкальную комедию о молодом исполнителе Леониде Утесове. Он позвонил музыканту с предложением съемок, однако тот наотрез отказался и даже не захотел общаться.
Режиссер достаточно долго не мог понять, в чем же, собственно, дело, пока ему не объяснили, что Утесов не был классическим джазменом и достаточно сложно относился к тому, что его в основном воспринимали в качестве создателя русского джаза.
Образ главного героя списан с Александра Варламова, который считается первопроходцем русского джаза. Он писал музыку для кино, оркестров и телевидения. Шахназаров и сценарист Бородянский посещали его, Варламов рассказывал истории о советских джазменах, которые нашли свое отображение в фильме.
Музыкальный теоретик Сергей Колбасьев является реальным человеком. Он был морским офицером и энтузиастом джаза.
У героини Ларисы Долиной также был вполне реальный прототип. Успешная американская джазовая исполнительница Коретта Альфред приехала на гастроли в СССР и познакомилась с советским пианистом Борисом Тицем. Молодые люди сразу почувствовали симпатию друг к другу. Она вышла за него замуж, сменила имя на Коретти Арле-Тиц и осталась жить на родине супруга, пела в оперетте и давала концерты.
Съемки во время смерти Брежнева
Один из авторов сценария вспоминает о том, как именно проходили съемки на вокзале. Естественно, для фильма нужна была музыка. Только приступили к съемкам, как пришло руководство вокзала и сделало замечание относительно того, что умер Брежнев и сейчас не до веселья. Не зная, что ему предпринять, Шахназаров сразу же перезвонил директору «Мосфильма». Тот сказал, чтобы сделали потише и продолжали снимать.
Однако, как бы тихо ни играла музыка, однако Аверюшкину по сценарию нужно было колотить по барабанам. Внезапно нагрянула комиссия, какой-то начальник начал кричать, что в стране траур и что нужно вести себя вести соответствующе. Аверюшкин бросил палочки и убежал. Все остальные сказали, что это просто был какой-то хулиган.
Обучение музыке и танцам
Героям картины во время съемок приходилось много танцевать, петь и играть на музыкальных инструментах. Однако далеко не все они обладали какими-то музыкальными талантами. Именно поэтому Шахназаров нанял для актеров профессиональных репетиторов.
Игре на ударных инструментах Аверюшкина, как уже было сказано, обучал джазовый барабанщик, с Панкратовым-Черным занятия проводил гитарист-виртуоз. Игорь Скляр уже умел играть на фортепиано. Однако для съемок в фильме ему потребовался более высокий уровень. Именно поэтому занятия с ним проводил профессор Одесской консерватории.
Несостоявшийся сиквел
На протяжении длительного времени в России планировали выпустить продолжение известной картины. Главным героем должен был стать взрослый внук Кости Иванова. Согласно сценарию отец парня в свое время уехал на постоянное место жительства в США, где женился на американке и построил свой собственный бизнес.
Его сын, который все время рос за границей, ни одного слова не знает по-русски и по-украински. Однако однажды парень вместе со своим отцом приезжает на пару дней в Киев. Там он слушает исполнение местного джазового ансамбля и решает остаться в Киеве и играть джаз. Однако продолжение так и не состоялось.
Золотая коллекция джаза
Музыку к знаменитому фильму написал известный джазовый композитор и музыкант, руководитель оркестра «Современник» Анатолий Кролл. Именно в его знаменитом оркестре начинала свою карьеру талантливая певица Лариса Долина.
Помимо композиций, которые были написаны Кроллом, в фильм вошли также записи знаменитых и успешных джазовых коллективов двадцатых годов прошлого века. Многие песни стали настоящими хитами.
Международный успех
Фильм «Мы из джаза» был назван самой лучшей картиной 1983 года. Он получил многочисленные призы и много дипломов на международных кинофестивалях. Для молодого, но талантливого режиссера, снявшего только второй фильм, не считая дипломной работы, это был самый настоящий триумф.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?