Людвиг ван Бетховен получил особую славу за свои девять симфоний. Последняя является «Одой к радости» и завершается на высокой ноте. Но параллельно с ее сотворением композитор трудился и над следующим произведением. Однако смерть внесла свои коррективы в планы творца.
Рассуждения пианиста
В 1969 году вышел фильм «Мальчик по имени Чарли Браун». Его главный герой радовал публику удивительной игрой на пианино. Особенно запомнилось его исполнение второй части сонаты в тональности до-минор (Cm).
В картине «Играй снова», выпущенной в 1971 году, этот же персонаж исполняет другие классические произведения. Этим он зарабатывает на жизнь. А игру прекрасной музыки он называет искусством.
С этой позицией крайне не согласен известный музыковед Шредер ван Бетховен. Он считает искусством произведения, написанные легендарными композиторами. Они бесценны и незаменимы.
Дилемма завершения
Шредер всю жизнь специализируется на произведениях Бетховена и может сыграть любое из них, кроме таинственной десятой симфонии. В этом нет его вины, просто произведение является незавершенным.
Последняя полная симфония (девятая), по мнению Шредера, должна была положить финал всем симфониям. И она завершается обильным движением и высокой нотой. Но, оказывается, это еще была не кульминация.
В 1827 году великий композитор скончался и не успел завершить новую симфонию.
Но были обнаружены обрывки нотных листов и черновиков. На основе этого материала есть возможность закончить симфонию № 10.
Дилемма в другом: кто осмелится на столь решительный шаг, и есть ли сегодня гении, сопоставимые с Бетховеном? Выход нашли ученые, решившие взвалить такую ношу на искусственный интеллект. Он продолжит творение с места остановки композитора.
Обучение машины
Вероятность появления нового Бетховена крайне ничтожна. Поэтому группа музыковедов в тандеме с мастеровитыми программистами подготавливает искусственный разум для завершения неоконченной симфонии.
В обучающую программу входит исполнение существующих элементов этого произведения вместе с разделами завершенных композиций. Благодаря этому специальный алгоритм тщательно анализирует материал и подражает этой музыкальной стилистике. Таким методом машина смогла завершить восьмую симфонию Шуберта.
Но сможет ли компьютер достичь изысканной элегантности, сотворенной Бетховеном?
Руководитель архива композитора в г. Бонне сомневается в этом. Он утверждает, что невозможно полностью воспроизвести качество гения, особенно это касается позднего периода композитора. И в этом вопросе не помешают консультации Шредера.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?