Во дворе сувенирного магазина, украшенного разноцветными керамическими лягушками и стрекозами, легко не заметить исторический маркер. В начале 1940-х годов ведущие ученые мира и их семьи проходили через этот внутренний дворик. Окружающие не знали, куда они направлялись. Все, что у них было, – это секретные приказы прибыть по адресу «109 Восточный дворец, Санта-Фе, Нью-Мексико».
Как все начиналось
Когда они открывали ворота из кованого железа, то входили в помещение с табличкой Национального исторического памятника, где должна была создаваться атомная бомба.
«Они проходили через этот двор», – делится Марианна Капун, которая вместе со своим мужем владеет сувенирным магазином «Радужный человек», который занимает ранее засекреченное здание. Посетители теперь входят в магазин через парадную дверь. Исторический вход, где когда-то проходили такие ученые, как Энрико Ферми и Ричард Фейнман, заблокирован, а дорожка оформлена свисающими керамическими перцами и расписанными вручную тыквами.
Новичкам, в составе которых был и контингент ученых из Англии, выдавали пропуска, затем их сажали в автобус. Их пункт назначения лежал в 35 милях вверх по извилистым грунтовым дорогам в скрытом поселении Лос-Аламос. И то, чего они в конце концов достигли, было «одним из величайших научных достижений в истории человечества».
Но немногие современные посетители испанского колониального города Санта-Фе, известного своими глинобитными зданиями и художественными галереями, понимают, что они пересекаются с нобелевскими лауреатами.
Во время Второй мировой войны маленький город находился на переднем крае гонки по созданию атомной бомбы
В течение 27 месяцев армия США построила секретную исследовательскую лабораторию в Лос-Аламосе в горах Хемес и создала невообразимо мощное оружие, которое в конечном итоге уничтожило два японских города, фактически положив конец войне и вступив в атомный век.
Адрес Восточного дворца, расположенный в половине квартала от исторической площади Санта-Фе, был единственным публичным местом «Манхэттенского проекта» - кодового названия для создания бомбы. Витрина магазина, с неприметным надписью US ENG-RS - аббревиатурой от Engineers - обрабатывала корреспонденцию для Лос-Аламоса и его новых жителей.
«Помещения вон там были офисами», – рассказывает Капун, махая рукой мимо путеводителей и исторических фотографий американских индейцев, выставленных на продажу в задней комнате магазина.
Сувенирный магазин занимает простой уголок гасиенды 17-го века, которая когда-то принадлежала испанскому конкистадору и охватывает большую часть городского квартала. В здании также находится популярный ресторан Shed, где ежедневно проходят линии для зеленых чили энчиладас.
Пристанище Оппенгеймера
Военная история США в 109 Восточном дворце датируется 1939 годом, когда Альберт Эйнштейн написал письмо президенту США Франклину Рузвельту, предупреждая, что немцы находятся на пороге разработки атомного оружия. В конце концов Роберту Оппенгеймеру, физику из Калифорнийского университета, было поручено предпринять усилия, чтобы превзойти их. Он выбрал отдаленную школу-интернат Los Alamos Ranch, чтобы построить военный исследовательский центр.
Когда проект был разработан в 1943 году, Оппенгеймер основал пятикомнатный офис в Санта-Фе в Восточном дворце и нанял симпатичную молодую вдову по имени Дороти МакКиббин в качестве своего помощника. Она стала публичным лицом проекта, приветствуя ученых и других новобранцев и отсеивая запросы от любопытных местных жителей. Историки теперь называют ее «Первая леди Лос-Аламоса».
Официально лаборатории не было
Армия США надеялась, что изоляция Лос-Аламоса будет скрывать его деятельность. Весь проект и, возможно, тысячи его жителей имели общий почтовый адрес почтового ящика 1663 Санта-Фе, который даже был указан в свидетельствах о рождении детей, родившихся там во время войны.
Оппенгеймер набрал лучших ученых, чтобы они могли присоединиться к работе, но из-за проблем безопасности мог предоставить мало информации. Таким образом, ученые, прибывая на железнодорожную станцию в соседнем перекрестке Лами, штат Нью-Мексико, знали только адрес в центре города Санта-Фе. Некоторые из исследователей сразу не замечали небольшую табличку на офисе и часами бродили по площади в поисках Восточного дворца. Даже сейчас найти историческое место сложно.
«Люди приходят сюда каждый день, чтобы спросить об этом», – говорит Беверли Андорфер, работающая в Chocolate + Cashmere, которая продает сладости и шикарную женскую одежду. Хотя магазин расположен в 109 East Palace, это не то место. Модернизация несколько лет назад изменила адреса здания, поэтому посетители, ищущие, где зарождалась атомная история, должны искать окрашенный плакат по соседству, указывающий на бронзовый бюст.
Те, кто хочет увидеть фактический вход, должны следовать по пути ученых в гору, ведущую в Лос-Аламос, где до сих пор находится лаборатория Министерства энергетики США. Сегодня это 45-минутная поездка на машине, и хотя части того, что в настоящее время составляет город с населением 12 тысяч человек, остаются закрытыми для посетителей, в нем есть несколько объектов, доступных для общества.
В музее истории Лос-Аламоса, например, есть оригинальные кованые железные ворота от 109 East Palace в конце длинной галереи.
В нескольких кварталах от Научного центра Брэдбери посетители позируют для селфи с копиями «Малыша» и «Толстяка» - бомб, разработанных в лаборатории и в конечном итоге упавших на Хиросиму и Нагасаки. А в близлежащем центре для посетителей Национального исторического парка Манхэттенского проекта дети могут нарядиться в пиджак и шапку из кожи, чтобы выглядеть как Оппенгеймер, или надеть кардиган и притвориться МакКиббином, руководящим офисом в Санта-Фе.
Пешеходная экскурсия с самостоятельным гидом приведет посетителей к Батуб-роу, блоку домов для школы-интерната, которые были единственными зданиями на военной установке.
Меры безопасности
Строгая безопасность усиливала стресс. Жителям не разрешалось делиться своим местоположением с друзьями и членами семьи, которые не жили на месте.
Но, несмотря на секретность, Санта-Фе был местом, которое историки считают самой важной советской шпионской операцией 20-го века. Всего за два месяца до того, как бомбы упали на Японию, ученый Клаус Фукс, немецкий эмигрант, который переселился в Англию до приезда в Лос-Аламос, встретился с коммунистическим агентом по имени Гарри Голд.
Посетители могут проследить путь шпионов, синхронизируя часы в том же ювелирном магазине, что и мужчины, в квартале к западу от Восточного дворца 109, а затем пройдя несколько кварталов до крошечного моста Пасео де Перальта. На пересечении кварталов агенты обменялись пачкой бумаг, описывающих механизм взрыва бомбы, который Фукс украл из лаборатории. Это ускорило ядерные амбиции Советского Союза и начало холодной войны.
Но они были не единственными в городе. Отель La Fonda, грандиозный туристический домик, расположенный в квартале к югу от 109 East Palace, когда-то кишел шпионами, надеющимися собрать информацию от ученых из Лос-Аламоса, отдыхающих в баре.
«Интрига произошла прямо здесь, в вестибюле. Это был центр шпионажа», – рассказывает Аллен Стил, частный гид, проводящий пешеходные экскурсии в этом районе. Он отмечает, что Лос-Аламос остается центром секретных правительственных исследований. «Я уверен, что сегодня тут тоже есть шпионы», – говорит он.
Сотрудник отеля, который остановился, чтобы поздороваться, оглянулся и кивнул в знак согласия. В конце концов, в городе, где магазин подарков когда-то был путеводной звездой для самых выдающихся ученых мира, вещи не всегда такие, какими кажутся.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?