Человеку необходимо делать выбор и свойственно иногда ошибаться в своем решении. Бывает, что понимание своей ошибки приходит много лет спустя. Так произошло и с бывшим министром вооружений Третьего рейха Альбертом Шпеером, который через много лет после окончания Второй мировой войны признал: если бы он и Гитлер в свое время не ошиблись, выбирая между двумя ракетами, возможно, исход войны был бы совсем другим.
Еще с 1935 года, как только Адольф Гитлер «взошел на престол» Германии, ее военно-промышленный комплекс стал развиваться семимильными шагами. Огромные ресурсы были положены на прогрессивное производство буквально всех видов вооружения, и усовершенствование стратегических объектов. Одним из них был ракетный полигон вермахта в Пенемюнде, где работали лучшие инженеры рейха. Руководил их командой тогда еще полковник Вальтер Дорнбергер, и они смогли добиться немалых успехов в разработке технических новинок.
Вот только фюреру разработки «инженерных чудес» были не слишком интересны. После более чем успешной экспансии на Западном фронте и удачному началу блицкрига в восточном направлении Гитлер посчитал, что имеющихся модификаций вооружения для победы достаточно. Перспективные проекты были «отодвинуты» на периферию интересов правительства.Для команды конструкторов Пенемюнде это стало настоящим ударом. Они всячески пытались вернуться в список приоритетных разработок, но несколько лет им это не удавалось. Пока однажды, в 1943 году Дорнбергер смог добиться личной встречи с Альбертом Шпеером. И хотя тот ответил, что Гитлер не рассматривает их проекты, как потенциально важные, их, во всяком случае, услышали.
На тот момент в разработке инженеров находилось несколько экспериментальных ракет, или так называемых «агрегатов» - А-3 и А-5. Была еще А-4, которая позже станет известной «Фау-2», но на тот момент все практические работы по ней были приостановлены.Существовал еще один проект, пока только на бумаге. В нем речь шла о создании первой в мире зенитной управляемой ракеты, которую назвали Wasserfall (в переводе с нем. - водопад). Согласно проекту, это должна была быть крылатая ЗУР класса «земля-воздух», способная поразить цель на высоте до 20 километров и использоваться для боевого дежурства.
В июле 1943 года ситуация с Пенемюнде все же сдвинулась с мертвой точки. Накануне Гитлеру был показан фильм о запуске будущей Фау-2, тогда еще А-4. Было обещано, что новая баллистическая ракета сможет то, что не удалось сделать ресурсами люфтваффе – добраться до Англии. И фюрер, который еще был уверен в воплощении своего плана мирового господства, зацепился за эту разработку, как за соломинку.Но на этом благосклонность «вождя германского народа» закончилась. На фоне открывшейся перспективы поразить недосягаемого пока противника, идея усовершенствовать собственную противовоздушную оборону зенитными ракетам казалась второстепенной. Производить начали только Фау-2. И это решение, по мнению Шпеера, стало одной из самых серьезных, а, возможно, и непоправимых ошибок.в своей книге о Третьем рейхе много позже Шпеер назовет решение выпускать баллистические ракеты «нелепой затеей».
Что касается Вассерфаля, то ее разработку, собственно, никто и не отменял, ведь формальный приказ на начало работы над управляемой зенитной ракетой поступил еще в 1942 году. Но вот пускать в производство эту ракету не спешили, полностью сосредоточившись на Фау-2.Конструктивно ракета представляла собой несколько уменьшенную копию все той же А-4. Дополнительно она была оснащена четырьмя «крыльями» стреловидной формы на середине корпуса. Доподлинно известно, по меньшей мере, о трех модификациях Вассерфаля, которые были сконструированы в качестве опытных образцов – это W1, W5 и W10.
Ряд источников указывают, что последняя модель была готова к серийному производству, однако эта версия спорная. Дело в том, что советские специалисты уже в послевоенное время проводили испытания немецких ракет, и практически все они были неудовлетворительными – ракеты оказались плохоуправляемыми.В конструкции Вассерфаля был ряд недоработок. К примеру, особенности запуска зенитной ракеты предполагают, что она всегда должна быть заправлена, чтобы ее можно было привести в работу в любой момент. Но жидкий кислород, служивший топливом, был слишком летучим, и даже герметизация не могла остановить испарения.
Однако главной проблемой был сам процесс поражения цели. В 1940-е годы техника еще не могла обеспечить точное наведение на объект. Оператор должен был визуально направлять ракету на цель. Следует указать, что компания «Сименс» готова была поставить оборудование, которое решило бы проблему точности наведения, но оно так и осталось в виде лабораторных образцов.В марте 1945 года прошли испытания Вассерфаля. Сохранившиеся источники приводят разные цифры, однако в среднем значении лишь треть экспериментальных запусков показали, что ракета была способна следовать заданному направлению. Было принято решение все-таки пустить ее в серийное производство.
Предусматривалось развернуть Вассерфаль на боевых позициях, первоначальное количество батарей – 200. Планировалось размещение ракет вблизи крупных немецких городов с населением более 100 тысяч человек для защиты их от бомбежек авиацией союзников. Затем количество батарей собирались увеличить до 300, уже по всей территории Германии.Однако этим планам не суждено было сбыться: союзники уже активно прорывались на немецкую территорию, война подходила к концу. В ночь с 8 на 9 мая Третий рейх капитулировал, и одно из последних своих «инженерных чудес» пустить в ход так и не успел.
Но история первой в мире зенитной управляемой ракеты на этом не закончилась. И США, и Советский союз, сумев заполучить опытные образцы Вассерфаля, начали свои разработки. В СССР ее воспроизвели, и после модификации, хотели ввести на вооружение. Однако испытания выявили серьезные недоработки в конструкции, и саму идею модернизации немецкой трофейной «зенитки» посчитали исчерпавшей себя. Хотя приобретенный опыт очень пригодился конструкторам при создании других модификаций ракет.
Американцы же, оценив перспективность немецких разработок, включили Вассерфаль программу по созданию управляемых баллистических ракет «Hermes», и взяли ее за основу. Инженеры спроектировали серию ракет, но она так и не была взята на вооружение. К началу 1950-х годов технические возможности ракетостроения США уже обогнали немецкие, а идею использования Вассерфаля признали морально устаревшей.Вассерфаль был не единственным проектом, который так и не воплотился в жизнь -
4 оружейных проекта Третьего рейха, которые могли изменить ход истории
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?