Одна из первых тональностей, с которыми знакомятся дети на уроках сольфеджио - Соль мажор. Чаще всего это первая тональность, которая проходится после До мажора, и поэтому очень важно на гамме Соль мажор показать все основные принципы работы с новой гаммой, с новой тональностью.
Проработка новой гаммы на уроках сольфеджио
Конечно, можно и просто написать ноты на доске, сказав детям, что вот так записывается гамма в тональности Соль мажор, и начать петь. Но данный метод не будет эффективным с точки зрения усвоения теоретического материала, который необходимо повторять каждый урок. Лучше будет, если дети вспомнят строение мажора - тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон - и постараются построить гамму от ноты соль самостоятельно. Перед проведением этой работы дети должны понимать, что такое знаки альтерации - диез и бемоль - и что они делают.
После того как ученики самостоятельно и правильно построят на инструменте Соль-мажор (соль, ля, си, до, ре, ми, фа-диез, соль) и споют последовательность этих звуков, можно приступать и к другой важной задаче. Дети должны правильно записать гамму Соль мажор нотами в тетради.
Важно, чтобы они грамотно записали скрипичный ключ, поставили фа-диез на пятой линейке нотного стана; проследите, чтобы все ноты были записаны на своих линейках или между ними.
После того как первоклассники зафиксируют нотный текст, можно проставить ступени. Этот процесс также необходим. Ведь после До мажора дети могут ошибочно полагать, что в каждой тональности нота до будет первой ступенью, но это не так - в Соль мажоре она будет четвертой. Очень важно добиться понимания относительности ступеневой системы.
Работа над ступенями гаммы Соль мажор
Когда работа над письменной частью почти закончена, стоит вернуться к фортепиано и начать работать со ступенями для их закрепления. Вариантов интересной и эффективной работы довольно много. Чтобы дети не уставали, а также чтобы слух их развивался всесторонне следует менять формы работы. Среди них могут быть:
- Пение гаммы ступенями.
- Пение устойчивых ступеней в различных комбинациях (I-III-V, III-V-I, V-I-III и так далее).
- Определение ступеней на слух и пропевание их за педагогом.
- Задание, аналогичное предыдущему, но с записью ступеней в нотных тетрадях.
- Анализ музыкальных примеров в Соль мажоре с определением ступеней гаммы.
- Работа с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.
- Наиболее "продвинутый" ученик может сам придумывать последовательности ступеней, в то время как его одноклассники будут записывать их на слух.
Это лишь часть форм работы, которые можно применять на уроках сольфеджио. Также при работе следует уделять внимание тому, чтобы ступени ассоциировались у детей с нотами в данной тональности. При пении устойчивых ступеней сначала следует называть их словами: "раз-три-пять", а затем повторить эту же комбинацию, называя звуки: "соль-си-ре".
Домой на закрепление материала можно дать как письменные, так и устные задания. Для закрепления тональности (а заодно и для приобретения новых навыков) нужно придумать задания на транспонирование. Нужно, чтобы дети показали письменно в тетради стрелочками разрешения неустойчивых ступней в устойчивые, как на примере ниже.
Устные задания по проработке гаммы Соль мажор также необходимы. Это может быть пение ступеней, разрешений, самой гаммы и примеров в нужной тональности.
Результат работы над новой гаммой
Если работа над гаммой была произведена грамотно, то дети должны начать лучше понимать:
- строение мажорной гаммы;
- знаки альтерации;
- устойчивые ступени в тональности, относительность обозначения звуков и ступеней;
- разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
- транспонирование.
Благодаря работе со ступенями усиливается чувство лада, тяготения. Развивается относительный слух. Работа над гаммами и ступенями необходима на каждом уроке. Только так можно достичь значительных результатов в изучении непростого предмета - сольфеджио.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?