Перечисляя великих художников итальянского Возрождения, невозможно не вспомнить Рафаэля. Он был настоящим вундеркиндом, привезенным в Рим в середине двадцатых годов папой римским. Ему было доверено расписывать некоторые из самых важных комнат Ватикана. Рафаэль был настоящим художником-универсалом: он потрясающе справлялся не только с написанием картин маслом, но и изготовлением фресок, гобеленов. Он не только мастерски изображал образы людей, но и окружающую среду.
Сегодня работы Рафаэля по-прежнему ценятся за баланс линий, цвета и композиции. Но даже самые заядлые поклонники живописи не знают многих фактов о великом творце.
Рафаэль считается одним из мастеров Высокого Возрождения
Вклад Рафаэля в развитие искусства был признан почти сразу после начала его творческой деятельности. Наряду с Микеланджело и Леонардо да Винчи он до сих пор считается одним из величайших мастеров итальянского Возрождения.
Им восхищались за всестороннее художественное мастерство, благодаря которому он преуспел в исторической, религиозной и портретной живописи. Его мастерство композиции и цвета продолжает оказывать влияние и по сей день.
Рафаэль вырос в центре культуры
Сегодня, когда мы думаем об итальянском Ренессансе, на ум приходят Флоренция и Венеция. Но помимо упомянутых городов было много городов по всей Италии, которые являлись процветающими художественными центрами. Это относится и к Урбино, родному городу Рафаэля.
Отец Рафаэля был художником
У Рафаэля искусство было в крови. Его отец, Джованни Санти, был придворным художником в родном городе великого творца. Санти писал портреты для двора Урбино. Отец художника умер, когда Рафаэлю было 11 лет. Мальчик остался сиротой, поскольку несколькими годами раньше, когда Рафаэлю было 8 лет, из жизни ушла его мать.
Учителем Рафаэля был мастер раннего Возрождения
К тому времени, когда Рафаэлю исполнилось 17 лет, он уже считался полностью подготовленным художником, но он не был готов начать собственную практику. Вместо этого он пошел по стандартному пути художников того времени и стал подмастерьем в известной мастерской.
В случае Рафаэля это означало переезд в город Перуджа и работу у одного из выдающихся мастеров раннего Возрождения — Пьетро Перуджино. Перуджино был одним из первых последователей масляной живописи. Учитель Рафаэля снискал успех, работая на папу Сикста IV, украшая стены Сикстинской капеллы.
Ранний стиль Рафаэля был очень похож на манеру Перуджино. Однако вскоре художник отказался от копирования стиля своего учителя, а еще через некоторое время и вовсе превзошел его.
Микеланджело был соперником Рафаэля
К тому времени, когда Рафаэль прибыл в Рим в 1508 году, Микеланджело уже три года усердно работал на папу Юлия II. Микеланджело был на 8 лет старше Рафаэля. Он оказался по соседству с молодым выскочкой. Сразу после прибытия в Рим Рафаэля отправили работать в папскую библиотеку в Станце делла Сегнатура. В то же самое время Микеланджело работал неподалеку, расписывая стены Сикстинской капеллы.
Живописная техника Рафаэля, к ужасу Микеланджело, привлекла внимание и вызвала похвалу. В результате между двумя художниками возникло соперничество. Микеланджело думал, что Рафаэль копирует его стиль. В свою очередь Рафаэль изобразил Микеланджело в Афинской школе в образе угрюмого философа Гераклита.
Рафаэль был очаровательным человеком
В отличие от Микеланджело, который был известен своей угрюмостью и задумчивостью, Рафаэль был очаровательным человеком. Это не только обеспечило ему хорошую репутацию среди представителей элиты, которые заказывали его работы, но и сделало его лидером его собственной команды художников.
Очевидно, обаяние Рафаэля сделало его весьма популярным среди дам. Художник никогда не был женат, но у него всегда было много любовниц. В их числе была Маргарита Лути, дочь булочника. Ее портрет "Форнарина", как полагают, теперь висит в Музее Палаццо Барберини в Риме.
У Рафаэля было много помощников
Как только Рафаэль стал мастером, он основал довольно впечатляющую студию, в состав которой вошли 50 помощников. Они были достаточно хорошо обучены, чтобы помогать творцу в написании его картин и выполнять работы по его эскизам. Среди помощников были Джулио Романо, Джанфранческо Пенни и Рафаэллино дель Колле.
Рафаэль умер молодым
Рафаэль умер в свой 37-й день рождения. В качестве возможных причин историки рассматривают пневмонию, легочные заболевания и истощение от переутомления.
За две недели, предшествовавшие его кончине, он привел в порядок свои дела и попросил похоронить его в Пантеоне. На похоронах художника присутствовало много людей, среди которых был папа римский.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?