Ингмар Бергман – талантливый режиссер и сценарист, за свою жизнь успевший создать около семидесяти фильмов и сериалов. Многие из его лент вошли в золотой фонд кинематографа. «Земляничная поляна», «Седьмая печать», «Осенняя соната», «Фанни и Александр», «Персона» - сложно назвать все произведения маэстро, благодаря которым он запомнился зрителям. Итак, что же можно рассказать о режиссере, которого нет в живых уже более десяти лет?
Ингмар Бергман: семья, детство
Герой этой статьи появился на свет в Швеции, в городе Упсала. Произошло это в июле 1918 года. Отец Ингмара Бергмана был священнослужителем, мать занималась домом и детьми. Родители никогда не баловали сына, воспитывали его в строгости.
Еще в детстве Ингмар понял, что хочет связать свою жизнь с кинематографом. В те годы он грезил, скорее, о стезе сценариста. Мальчику нравилось придумывать истории, экспериментировать с сюжетными линиями, подбирать художественные образы.
Первые успехи
«Смерть Каспера» - так назвал свое первое серьезное произведение Ингмар Бергман. Эту пьесу он написал в возрасте 22 лет. Молодой автор был удивлен, когда его творением заинтересовался один из стокгольмских театров. Именно тогда он впервые привлек к себе внимание общественности.
Талантливого сценариста разыскали представители шведской кинокомпании. Сначала Бергману предложили должность редактора. Какое-то время юноша дорабатывал «сырые» сценарии других творцов. Некоторые труды приходилось переписывать почти с нуля. Амбициозный молодой человек быстро устал от такой работы. Ему хотелось не доводить до ума чужие сюжеты, а сочинять и рассказывать собственные истории.
В 1944 году Ингмар Бергман представил на суд общественности собственный киносценарий. Он лег в основу сюжета ленты, которая получила название «Травля». Эта картина затрагивает проблемы, с которыми сталкиваются все подростки. Фильм заработал положительные отзывы критиков, а о начинающем сценаристе заговорили. В то же время Ингмар начал всерьез размышлять о создании собственной картины.
Режиссерский дебют
В качестве режиссера Ингмар Бергман впервые заявил о себе в 1946 году. Для своей первой картины он выбрал название «Кризис». В центре внимания зрителей оказывается необычный любовный треугольник. Фурора эта история не произвела, однако запала в душу многим людям. Бергман обзавелся первыми поклонниками.
В этом же году свет увидел второй фильм Ингмара. Для этой картины мэтр выбрал название «Дождь над нашей любовью». Лента рассказывает историю влюбленной пары, отношения которой разрушают другие люди. Герои изо всех сил пытаются защитить свою любовь, остаться вместе. Второй фильм имел гораздо больший успех у зрителей, чем первый.
«Земляничная поляна»
Что обязательно должны посмотреть зрители, которых интересуют лучшие фильмы Ингмара Бергмана? Фильм «Земляничная поляна» должен увидеть каждый поклонник творчества мэтра. Картина вышла в 1957 году. Она освещает одну из излюбленных тем шведского режиссера – старение.
Главный герой фильма – престарелый ученый, который совершает долгое путешествие. В пути он предается воспоминаниям. В его памяти всплывают события, произошедшие в разные периоды жизни. Эта дорога – своеобразная подготовка к смерти.
«Седьмая печать»
Многие критики убеждены в том, что именно картине «Седьмая печать» обязан своей известностью Ингмар Бергман. Фильмография маэстро пополнилась этой лентой в 1957 году. Главную роль блестяще сыграл Макс фон Сюдов, который на долгие годы вошел в число любимых актеров шведского режиссера.
Фантастическая драма рассказывает историю рыцаря, который после долгих странствий возвращается в родную страну. Он узнает о том, что дорогая его сердцу Швеция охвачена эпидемией чумы. Повсюду гибнут люди, и никто не в силах остановить это.
Лучшие картины 1960-х
Какие заслуживающие внимания фильмы Ингмар Бергман снял в 60-х? Нельзя не отметить ленту «Сквозь темное стекло», которая влюбила в себя тысячи зрителей. В центре внимания оказывается история девушки Карин, которая покидает стены психиатрической клиники. Бывшую пациентку сумасшедшего дома мучают галлюцинации. Карин верит в то, что время от времени беседует с самим Господом Богом.
«Сквозь темное стекло» - далеко не единственная провокационная работа шведского режиссера. К примеру, в картине «Причастие» Бергман рассказывает историю священнослужителя, утратившего веру в Бога. Разочароваться во Всевышнем героя заставляет смерть любимой жены. Священник пытается побороть свои сомнения, однако они вырываются наружу. Он уже не в состоянии продолжать работу, наставлять на путь истинный паству проповедями. Герою кажется, что утраченную веру он уже никогда не сможет обрести вновь.
В картине «Персона» Ингмар вновь предлагает зрителям проникнуть во внутренний мир героя. Некогда успешная актриса переживает экзистенциальный кризис. Однажды она теряет дар речи прямо в разгаре спектакля. Дама лишается способности говорить, что заставляет ее погрузиться в состояние отчуждения от внешнего мира. Только преданная сиделка не оставляет актрису наедине с ее демонами. Женщина прилагает все усилия для того, чтобы помочь звезде.
«Стыд»
Что еще примечательного сделал для кино Ингмар Бергман? В 1968 году этот человек представил на зрительский суд свою знаменитую драму-антиутопию. Эта лента имеет политическую и антивоенную направленность, чем резко отличается от других работ мэтра. Тем не менее, максимум внимания шведский режиссер уделяет не событиям, а людям, которые вынуждены принимать в них участие. Главные роли блестяще исполнили «любимчики» Бергмана – Ульман и фон Сюдов.
Фильм рассказывает историю мужа и жены. Они любят друг друга, ведут размеренную и спокойную жизнь. У супругов все замечательно, если не считать того, что им не удается завести детей. Однажды Ян и Ева оказываются в эпицентре военных действий. Прямо на глазах начинает рушиться их привычный мир. Под воздействием страха герои меняются, начинают творить ужасные вещи. Они делают то, о чем даже не задумались бы в своей старой жизни.
«Осенняя соната»
Какой фильм Бергмана можно назвать главным его достижением? Многие убеждены в том, что это «Осенняя соната». Эту картину считают кульминацией всех произведений шведского режиссера. Любопытно, что именно в этом фильме исполнила свою последнюю роль однофамилица маэстро Ингрид Бергман.
Известная пианистка Шарлотта приезжает в гости к своей дочери Еве, с которой у нее непростые отношения. Родные люди не встречались уже много лет. Ева проживает в скандинавском захолустье. Она с трудом терпит своего мужа, горюет по сыну, который погиб в возрасте четырех лет. Также героиня вынуждена ухаживать за младшей сестрой-инвалидом. Воссоединение матери и дочери после многих лет разлуки приводит к тому, что вспоминаются старые обиды. Конечно же, ни к чему хорошему это привести не может.
«Фанни и Александр»
«Фанни и Александр» - картина, которую Ингмар Бергман считал одним из лучших своих творений. Эту ленту режиссер назвал итогом борьбы с комплексами, приобретенными в детстве. Особенно полюбилась эта картина шведским зрителям, приобрела она известность и в других странах мира. Фильм интересен уже тем, что многие эпизоды маэстро позаимствовал из собственных детских воспоминаний.
Картина «Фанни и Александр» рассказывает удивительную историю династии Экдаль. Главные герои – потомки этой семьи, которые отслеживают судьбы ее членов. Встречи и расставания, конфликты и примирения, праздники и смерти – все это ждет зрителей.
Автор
Внимания заслуживают не только фильмы, но и книги Ингмара Бергмана. Мемуары известного режиссера представляют интерес не только для его поклонников. С произведениями мэтра также стоит ознакомиться тем, кто хочет больше узнать о волшебном мире кино.
К примеру, в биографическом произведении «Шепоты и крики моей жизни» Бергман рассказывает обо всех главных событиях своей жизни. Читатели больше узнают не только о творчестве режиссера, но и о его детских годах, юности, отношениях с прекрасным полом.
В романах «Исповедальные беседы» и «Дети воскресенья» Бергман предельно открыто рассказывает о себе, своей жизни в искусстве. Также он много внимания уделяет размышлениям о проблемах общества, семьи. В мемуарной книге «Картины» основной акцент сделан на творчестве шведского режиссера. Бергман повествует о фильмах, которые он создал в разные периоды своей жизни.
Интерес представляет и роман «Благие намерения», по которому был снят одноименный художественный фильм. Это произведение повествует о человеческой судьбе. Оно затрагивает различные вопросы, такие как мечта о счастье, поиски любви, попыткам противостоять силам разрушения и зла.
Личная жизнь
Из биографии Ингмара Бергмана следует, что он был женат несколько раз. Первой его женой стала актриса Элс Фишер. Она была участницей труппы бродячего театра, с которым режиссер какое-то время сотрудничал. С этой женщиной он прожил всего несколько лет. Рождение дочери Лены не помогло спасти брак.
Через пару лет после развода Ингмар женился на подруге своей бывшей жены. Хореограф Эллен подарила знаменитому режиссеру двоих детей. Романтику в их отношениях убило хроническое безденежье. Эллен и Ингмар расстались.
Далее Бергман какое-то время прожил с журналисткой Гун Грут, которая родила ему сына. Этот брак распался из-за измены режиссера. Затем мэтр женился на известной пианистке Кэйби Ларетеи, от которой спустя семь лет ушел к актрисе Лив Ульман. Эта женщина засветилась в нескольких его картинах, стала для него музой. Лив родила супругу дочь, однако распался и этот брак Ингмара. Причины, побудившие актрису и режиссера расстаться, остались за кадром.
Счастье Бергман нашел в браке с Ингрид ван Розен. С этой женщиной он прожил до ее смерти.
Смерть
Ингрид ван Розен не стало в 1995 году. Кончина любимой супруги стала большим ударом для режиссера. Бергман уединился в доме на острове Форе, где прожил много счастливых лет с Ингрид. Навещать себя изредка он позволял лишь своим детям и близким друзьям.
Классика мирового кинематографа не стало летом 2007 года. Смерть настигла его через две недели после того, как он отпраздновал 89-й день рождения. Известно, что Бергман ушел во сне.
Похоронили знаменитого режиссера, много сделавшего для мира кино, на острове Форе. Церемония прощания была скромной. Год спустя его родственники настояли на том, чтобы туда же перевезли останки Ингрид ван Розен. Общую могилу супругов увенчал камень с именами и датами смерти.
Фото Ингмара Бергмана можно увидеть в статье.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?