С инициативой создания центров для передержки животных, вынужденно изъятых из естественной среды обитания, выступила глава Росприроднадзора Светлана Радионова.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Светлана Радионова предложила создать центры реабилитации животных по всей России. В интервью РИА «Новости» она заявила, что нужно открыть как минимум два таких центра. Глава Росприроднадзора поделилась, что в командировках по России часто видит диких зверей «в клетках на стоянках». Их подобрали ранеными или малышами, чтобы помочь, но обеспечить им должные условия содержания люди не могут.
Светлана Геннадьевна признает, что некоторых животных уже не вернуть в естественную среду обитания, они попадают в цирки и другие развлекательные организации. Радионова тверда в своем мнении, что условия в таких шоу-центрах должны отвечать всем требованиям. Остальное руководитель природоохранного ведомства назвала «варварством».
Требуется правовой механизм для изъятия животных из дикой природы
Проблема в том, что в России нет правового механизма, позволяющего изымать животных из дикой природы. Особенно это касается краснокнижных зверей, охрана которых находится в компетенции Росприроднадзора. Да, в результате стечения обстоятельств диких найденышей приходится помещать в неволю. Светлане Геннадьевне это известно не понаслышке. Она одна из первых, кто вывел вопрос на федеральный уровень. Глава Росприроднадзора следит за судьбой дальневосточного леопарда, которого нашли раненым около заповедника в Приморье, она принимает участие в передаче бенгальского тигра, живущего в клетке на автостоянке в Тверской области, в зоопарк, где животному обеспечат достойные условия.
Справедливости ради, центры реабилитации диких животных в нашей стране существуют. Президент Российского биологического общества Валерия Аверкиева пояснила РИА «Новости», что в 47 регионах действуют 12 центров реабилитации узкого профиля и 15 центров, совмещающие работу по оказанию помощи и приют для зверей. Она добавила, что часть центров — «квартирники», то есть небольших зверьков и птиц содержат на дому.
И все же количество центров ничтожно мало по сравнению с потребностью в них. Особенно в азиатской части нашей страны, где клетку можно встретить «почти на каждой заправке» — это, увы, не преувеличение. Да и кто заберет в квартиру медведя?
Центрам реабилитации требуются средства
Светлана Радионова обращает внимание еще на одну проблему — финансирование помощи животным. Дальневосточному леопарду повезло: его отправили в Центр реабилитации и реинтродукции тигров и других редких животных в поселке Алексеевка в Приморье. Уход за ним и лечение оплачивает специальная некоммерческая организация. Однако в основном увечных животных спасают волонтеры, объявляя сбор средств. Так, например, случилось в Калининградском зоопарке, куда доставили раненых тюленей. Один из них был настолько мал, что у него даже детский пушок не сменился на взрослый водоотталкивающий покров. Морда детеныша была в рыболовных крючках, на теле — глубокие раны. Конечно, оставить малыша погибать было бы бесчеловечно. На корм, ветеринарные услуги и медикаменты для него потрачено 149,5 тысячи рублей. В уставе муниципального учреждения статьи на подобные расходы нет, так что все деньги — это собранные пожертвования.
А сколько таких случаев насчитывается по России, скольких еще животных «потянут» неравнодушные граждане? В этом свете предложение Радионовой упорядочить механизм помощи диким животным, поставить его на законодательные рельсы — необходимость, продиктованная ситуацией.
Светлана Радионова просит поддержки у органов местного самоуправления
Как глава Росприроднадзора Светлана Радионова обратилась к губернаторам российских регионов: попросила высказать предложения относительно проблемы. «На местах» остались глухи к судьбам нуждающихся зверей — никто не прислал ответ.
«В результате мы написали в правительство письмо о необходимости создания хотя бы двух центров передержки диких животных в России. Насколько мы можем позволить это себе экономически, насколько это оправдано – это все тоже вопросы, но я считаю, что это должно быть сделано», — сказала Светлана Радионова.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?