Самоизоляция в период карантина далась многим непросто. А ведь существуют люди, которые добровольно готовы в таком режиме жить месяцами. На этот раз речь идет об исследователях далекой, холодной и загадочной Антарктиды. Говорят, что такие экспедиции сравнимы с путешествием на другую планету. Покоряют арктические просторы не только мужчины, но и отважные женщины.
Полярные экспедиции как карьера
Согласитесь, направление Антарктида мало привлекательно для постоянной работы, даже если вы профессиональный ученый. Но романтика далекого континента манит к себе отважных людей и исследователей.
Первой женщиной-ученым, которая отправилась в арктическую экспедицию, была Мария Кленова. Родилась Мария Васильевна в 1898-м, а умерла в 1976-м. Интерес к познанию этого материка в ней проснулся после открытой лекции известного исследователя-полярника Фритьофа Нансена.
За свой энтузиазм, жажду открытий и неуемную энергию по изучению северных и южных широт в профессиональных кругах ее прозвали «бабушка российской морской геологии».
Вот такая «бабушка российской морской геологии»
В 20-х годах 20-го века Мария была начальником экспедиций в акватории Баренцева, Карского, Гренландского и Белого морей. В деле исследования Арктики ее никогда не страшили трудности и холод. Под ее руководством ученые продвигались вглубь неизведанных земель и совершили много научных открытий.
В тяжелые годы войны Мария Кленова работала над созданием морских карт для военно-морского флота. Еще одна ее фундаментальная работа – «Морской атлас» - ценится среди специалистов до сих пор.
В 1956 году состоялась ее первое личное знакомство с Антарктидой. Советская комплексная научная экспедиция проводилась на двух кораблях («Восток» и «Мирный»), а результатом работы стало создание постоянной исследовательской станции под названием «Мирный» на Шестом материке.
В дань уважения к фундаментальным работам и в благодарность за весомый вклад в развитие науки о континенте в честь Марии Васильевны Кленовой назван пик.
Полярные спортсменки
Покоряли Антарктику не только ученые, но и спортсмены. Легенды ходят вокруг команды лыжниц «Метелица» и ее руководителе Валентине Кузнецовой. Девушки из этой команды побывали на Северном и Южном полюсе.
Интерес к группе спортсменок проснулся в послевоенное время, когда они предприняли беспрецедентное решение о проведении пробега Москва-Ленинград. За семь с половиной дней преодолели 725 километров.
Следующий забег по маршруту Ленинград-Смоленск составлял 400 километров. Далее последовал сложный маршрут по Финляндии на более чем 2600 километров. Пробег назвали сверхмарафоном, ведь такое расстояние никогда до этого не проходили даже мужчины (рекорд походов по Антарктиде составлял 1300 километров).
Экспедиции «Метелицы» были не только спортивным мероприятием, но и содержали научную составляющую. Проводилось изучение организма человека в экстремальных условиях.
В Антарктиду группа попала в конце 80-х годов 20-го века и сделала еще ряд открытий, актуальных и сегодня. Самый сложный и опасный маршрут был реализован здесь – 336 километров от геомагнитного полюса до географического.
Удивительно, но за рубежом о подвигах женской группы «Метелица» знают гораздо больше, чем в родной России.
Арктические просторы как декорация для съемок
Шестой континент манит ледяной красотой и безмятежностью. Пятой российской женщиной на континенте, которая поселилась здесь на целый год, стала режиссер документальных фильмов Ольга Стефанова. Как она признается, через несколько месяцев в Антарктиде из человека начинает «вылезать» вся его подноготная.
История с долгосрочным проживанием в полярном лагере стала актуальной, когда Ольга вернулась после непродолжительной экспедиции, где снимала документальный фильм о людях Антарктики. При монтаже по возвращении выяснилось, что в фильме много спорных моментов. Чтобы понять, как к ним относиться, режиссер задумала вернуться сюда еще раз.
Очередной поездки на Южный полюс пришлось ожидать целый год, пока открылась подходящая вакансия. Предложение от канала «Россия 1» стало даром и предзнаменованием. Ольга отправилась в Антарктиду снимать полнометражный фильм. Экспедиция предполагала посещение всех российских арктических станций на научном судне. Параллельно с фильмом она еще снимала короткие репортажи для новостей.
Про особенных людей Антарктиды
Люди в Антарктиде особенные. По их внешнему виду и не скажешь, что они делают важные открытия в научной сфере или исследуют пределы себя и своего организма. Но при этом так оно и есть. И едут сюда не за деньгами (по столичным меркам здесь платят маловато), а по велению сердца и души (а зачастую еще и страны).
Кстати, в Антарктиде можно даже помолиться. На одной из станций есть священник, который там зимует. И несмотря на малую заселенность континента, люди в храм приходят. По праздникам так вообще аншлаги. Есть и свои отличия в позиции священника на станции. Здесь он обычный член команды, который выполняет свои функции наравне с остальными.
Во время зимовки Ольги на станции «Беллинсгаузен» служил отец Сергий Юрин, который был настоящим ядром команды. Его уважали, ему доверяли. Интересно, что после арктической зимовки он отправился служить в Аргентину.
В память о погибших полярниках
Следующий фильм Ольги Стефановой будет посвящен погибшим в Антарктиде. Она рассказывает, как ей довелось оказаться на кладбище острова Буромского.
«Первое захоронение здесь провели в 1957 году. Из-за того, что земли здесь нет, условия крайне странные: гроб укрепляют на скале и накрывают металлом. Долгое время за местом никто не ухаживал, и кладбище превратилась в печальное зрелище: пингвины, помет, ржавеющие саркофаги… Захотелось сделать что-то, чтобы привести это все в порядок, ведь родственники умерших это сделать не могут».
Другая планета
Вот еще одна история женщины в Антарктиде. Эля Зазовская - ученый-почвовед и член регулярных полярных экспедиций.
На старте своей карьеры женщина и не думала о покорении Южного полюса. Но в ходе работы в Институте географии академии наук России ей предложили поехать в Антарктиду. С этого все и началось в далеком 2009 году.
«Экспедиции – моя жизнь, - признается Эля, и семья ее в этом поддерживает. – В Антарктиде появляется ощущение, что ты оказался на другой планете. Здесь есть участки, где осадки не выпадали 2 миллиона лет, при этом сила ветра достигает 320 км/час. Отчасти условия здесь сравнимы с Марсом».
Как не сойти с ума на зимовке
Во время первой экспедиции из-за отсутствия связи Эля была в полной изоляции. Но ей это даже нравилось: никто не отвлекает, нет лишнего шума, полное погружение в любимую работу.
Но если представить карту и отсутствие людей вокруг, становится жутковато. Если что-то пойдет не так, шансов на выживание практически нет. Зимовки – самый сложный вариант: 8 месяцев в тотальной изоляции не шутка (когда приезжаешь только на сезон, гораздо легче). Никто не прилетит и не заберет, нет возможности куда-то уйти, коллектив небольшой. А если внештатная ситуация?! Например, пожар на зимовке – локальная катастрофа.
Такая ситуация случилась в 1982 году на станции «Восток». Из-за короткого замыкания случился пожар, вышли из строя системы теплоснабжения. А ведь в этой точке зафиксировали самую низкую температуру века - минус 89 градусов по шкале Цельсия. Это самая трудная в плане доступа точка на планете. И русские в Антарктиде смогли найти решение и выжить без централизованного отопления и электричества.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?