Коллективная память дала сбой.
С ростом ультраправых настроений миграционная политика в Италии заметно ужесточилась. Однако сами итальянцы в XX веке разъезжались по всему миру в поисках лучшей жизни, рассказывает InfoMigrants.
Кто-то бежал от экономических трудностей, кто-то — от авторитарного режима Муссолини.
В своей предвыборной кампании популярный политик Маттео Сальвини открыто заявлял о своих правых взглядах слоганами типа «Остановим вторжение!», «Итальянцы на первом месте» и обещаниями выслать из страны полмиллиона нелегальных мигрантов. Став министром иностранных дел Италии в июне 2018 года, он приступил к исполнению этих обещаний.
Итальянское правительство намерено ускорить высылку мигрантов, увеличить количество центров временного содержания и подписать новые соглашения о репатриации с соответствующими странами. Маттео Сальвини уже запретил судам с мигрантами бросать якорь в итальянских портах и объявил о планах «существенно урезать» сумму в пять миллиардов евро, ежегодно выделяемую на предоставление убежища беженцам.
А ведь до середины XX века Италия была в первую очередь страной эмиграции. Давайте вспомним историю!
С начала прошлого века до Первой мировой войны Италию покинуло больше 10 миллионов человек. Первые переплывали океан, направляясь в Соединённые Штаты — страну легендарных возможностей. Вторые устремлялись в Аргентину. А третьи перебирались во Францию, переживавшую демографический кризис и недостаток рабочих рук.
Перед войной итальянская диаспора Франции насчитывала примерно 420 000 человек — это 36% всех иностранцев и более 1% всего тогдашнего населения страны.
Причина такого исхода проста: практически не индустриализованная, сельская страна с архаичной инфраструктурой, Италия сильно отставала от соседей. В 1913 году страну покинуло целых 870 000 человек!
После окончания войны лучше не стало. Обнищавшая Италия страдала от последствий конфликта, казна была пуста, лира обвалилась, цены на жизнь взлетели, а возвратившиеся с фронта солдаты не могли найти работу.
Именно на этом фоне зародился фашизм. Бенито Муссолини представлял себя защитником от хаоса и разрухи.
Через несколько месяцев после прихода к власти фашисты уже вовсю терроризировали население. Это дало толчок новой волне эмиграции: от дуче и его чернорубашечников, получивших полную власть в 1922 году, бежали коммунисты. Но не все эмигранты были антифашистами: тысячи рабочих и крестьян ехали во Францию, устраиваясь работать на новых шахтах и сталелитейных заводах.
В 1931 году во Франции жило более 800 000 итальянцев.
По мере приближения Второй мировой войны поток эмигрантов пошёл на спад.
Как и сегодня, сосуществование не было мирным. Французы винили итальянцев в том, что те забирают у них работу, соглашаясь трудиться за гроши. В 1893 году из-за этого пролилась кровь: группа французских рабочих напала на итальянских мигрантов в Эг-Морте и линчевала 150 человек за то, что те якобы лишили их работы на местных соляных приисках.
В первой половине XX века итальянцев ещё презирали и называли оскорбительными кличками. Но в 1950-е образ итальянского иммигранта постепенно стал улучшаться, и французы смирились с повсеместным присутствием итальянцев.
Впрочем, старые стереотипы отмирали не так быстро. В 1953 году Марсель Карне снял фильм «Тереза Ракен» по произведению Эмиля Золя. Злодей Лоран, который в книге был французом, стал в фильме итальянцем, воплотив в себе все черты «зловещего чужака».
Начиная с 1960-х годов Италия и сама стала привлекать иностранцев.
В 1970-е на историческую родину вернулись многие потомки итальянцев, когда-то переехавших в Южную Америку. Из-за нестабильности в Чили и Аргентине они возвращались в Италию — в которой как раз начался экономический расцвет.
История перевернулась: теперь уже Италия привлекала сезонных работников на низкооплачиваемые должности в сельском хозяйстве, строительстве, туристической отрасли… В 1980-е годы многие провинции (Тоскана, Кампания) были полны нерегулярными мигрантами, соглашавшимися на опасную работу по минимальной оплате.
И эти иммигранты сразу столкнулись с расизмом и ксенофобией. Итальянцы негостеприимны к иностранцам. В отличие от Франции, которая всегда была страной иммигрантов, в Италии не существует давних гражданских организаций по борьбе с расизмом.
А с появлением Маттео Сальвини атмосфера ненависти сгустилась, а число нападений на почве ксенофобии возросло…
А в вашей стране есть трудовые мигранты? Что вы о них думаете?
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?