В то время как во многих странах Европы ситуация с заболеваемостью коронавирусом становится более тревожной, появляются новые ограничения, Швеция преодолела порог "коллективного иммунитета". Число заболевших достигло поразительно низкого уровня. Чаще всего в Швеции сообщалось о нулевом количестве смертей от COVID-19. Общее количество пациентов интенсивной терапии на 10 миллионов населения в настоящее время составляет всего 13 человек.
Пошли по своему пути
Это были трудные шесть месяцев для этой скандинавской нации, привыкшей к безупречности и всеобщему восхищению. Еще в марте, в отличие от любой другой страны ЕС, они стали придерживались собственного плана борьбы с пандемией и отказались ввести обязательную изоляцию. Сразу же взоры всего мира обратились на "шведский эксперимент".
Все школы для детей, бары и рестораны оставались открытыми, а массовые мероприятия никто не отменял. Власти поощряли социальное дистанцирование и рекомендовали пожилым и уязвимым людям защищаться, но на практике никто не отслеживал соблюдение рекомендаций. Обоснование, данное государственным эпидемиологом Андерсом Тегнеллом, заключалось в том, чтобы вводить только меры, которые были бы быть устойчивыми в долгосрочной перспективе. Маски для лица в них, например, не входили.
Рискованный эксперимент оправдал себя
Сначала казалось, что стратегия выбрана неверно. Инфекция быстро распространилась в Стокгольме, во многих крупных домах престарелых были вспышки, и уже к концу апреля смертность на душу населения в Швеции резко превысила показатели соседних Норвегии и Дании. Местные власти совершили так называемый "разворот на 180 градусов" и, в конце концов, заговорили о карантине. Тогда многие назвали ситуацию в Швеции "поучительной историей для всего мира".
Но уже скоро стало понятно, что Швеция вовсе не "движется к катастрофе", как говорили многие аналитики. Уровень смертности в стране начал стремительно и стабильно снижаться. Хотя в июне наблюдался рост числа новых случаев заболевания, в основном из-за увеличения объемов тестирования, это не привело к увеличению количества госпитализаций или смертей. Вскоре этот показатель в Швеции стал ниже, чем у скандинавских соседей – Дании и Норвегии.
Кризис миновал
Сегодня Андерс Тегнелл (главный эпидемиолог Швеции) стал невероятной знаменитостью. У него еще остались противники, но сторонников гораздо больше. Аналитики продолжают гадать: неужели стране все же удалось справиться с пандемией и сформировать у людей "коллективный иммунитет"? Одни говорят, что плотность населения другая, что из-за большого количества одиноких семей вирус не распространяется. Другие утверждают, что люди в стране довольно холодны и не склонны подходить слишком близко друг к другу, что является культурной особенностью северян.
Версия о "коллективном иммунитете" является пока самой вероятной. Достаточное количество людей заразились вирусом и теперь обладают иммунитетом, препятствующим его распространению. Если это правда, то политические последствия трудно переоценить. Это будет означать, что карантин и маски могут только продлить, а не разрешить кризис.
Что бы ни происходило в ближайшие месяцы в Стокгольме, здесь всегда царит стабильность и хладнокровие. Последовательность подхода делает его уникальным в Европе. Швеция не вводила карантин, локальные ограничения и не меняла правила за последние шесть месяцев. Стокгольмский оперный театр готовится к премьере рок-оперы Руфуса Уэйнрайта "Примадонна", авиабилеты здесь дешевле, чем когда-либо, бары открыты. Так что если хотите хорошо отдохнуть, добро пожаловать в Швецию.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?