Грозный царь прославился не только как кровавый тиран, садист и изверг, но и как выдающийся государственный деятель, стратег и военачальник. Известен он и любвеобильностью. Однако в отношении того, сколько было браков у царя, мнения историков разнятся. Долгое время считалось, что Иван IV был женат лишь трижды, а остальные женщины в его жизни не имели статуса официальных супруг. Но как же тогда царевич Дмитрий мог быть наследником российского трона? Ребенок любовницы не имел права на власть. На этот нюанс и обращают внимание те историки, которые считают, что русский царь был женат не три раза, а восемь.
Первая супруга: Анастасия Захарьина
Иоанну Васильевичу было всего лишь семнадцать лет, когда для него были устроены первые смотрины. Разумеется, на них съехались самые знатные и красивые девицы на выданье. Однако сам царь увидел далеко не всех претенденток. Повитухи, целительницы и прочие женщины, выполнявшие при дворе обязанности докторов для представительниц прекрасного пола, поводили нечто, напоминающее современный медицинский осмотр.
Это означает, что перед царем предстали только полностью здоровые девицы, не потерявшие невинность и не имеющие никаких физических изъянов. В наши дни такой прагматичный подход вызывает недоумение и даже осуждение. Многие спросят: «А как же чувства?» Действительно, создается впечатление, что женщин подбирали так же, как пару племенному жеребцу или породистой собаке. Но в те времена это было нормальной практикой, царица должна была быть здорова, ведь ее главным предназначением, даже обязанностью, являлось продолжение рода.
Из всех претенденток юный царь выбрал Анастасию Захарьину. В феврале 1547 года чету обвенчал митрополит Макарий. По рождению Анастасия являлась боярыней, но ее семья не имела ни влияния, ни богатств. Род был древним, но бедным. После того как неожиданно для всех ее родственников Анастасия стала царицей, бояре Захарьины стали усиленно преумножать свои богатства. Что ж, ее родственников нельзя упрекать, ведь они просто использовали возможность.
Это не нравилось богатым, родовитым и влиятельным боярам. Они всячески пытались «вразумить» царя, указывая на то, что жена не была ему ровней и следует меньше прислушиваться к ее просьбам, а также не так рьяно осыпать благами ее родственников. Но царь лишь усмехался.
В этом браке родились шестеро детей, четверо из которых умерли в младенческом возрасте. В 1559 году Анастасия тяжело заболела. Что это был за недуг, неизвестно. Многие историки склоняются к тому, что заболела она из-за частых родов. Но вряд ли это так. Шесть беременностей за 13 лет брака для здоровой молодой женщины тех времен - это было не так уж и много.
Болела она долго. В 1560 году в Москве начались пожары, и царицу срочно вывезли в Коломенское. Там она и скончалась. Анастасии не исполнилось и 30 лет.
Царь пришел в ярость. Он был уверен в том, что его ненаглядную супругу отравили. Аресты, допросы, пытки и казни охватили Москву. Бояре спасались бегством, но и оно не всегда могло уберечь от мести ослепленного горем царя. Именно тогда он и получил свое прозвище – Грозный.
Захарьину похоронили в Кремлевском Вознесенском монастыре. В 2000 году, когда в обществе вспыхнул интерес к истории царских династий, были эксгумированы и изучены ее останки. В превосходно сохранившихся волосах обнаружили следы ртути, свинца и мышьяка. Сразу же возникла версия о том, что Иван Грозный был прав и его жену действительно отравили. Пресса подхватила эту версию и преподнесла как сенсацию и неопровержимый факт. Но данная находка говорит только о том, что царицу могли отравить. Но частицы мышьяка, ртути и свинца могли остаться не от яда, а от лекарств и косметики. Например, белила для лица содержали свинец.
Поэтому тайну смерти царицы нельзя считать раскрытой. Неоспоримым фактом остается лишь то, что любил царь только ее до конца своих дней, ведь другие женщины в его жизни не задерживались, а об Анастасии он с нежностью и очень часто вспоминал до самой своей смерти.
Супруга вторая: Мария Черкесская
Царю на Руси не положено было жить без жены. В 1560 году начали поиски новой царицы. Выбор пал на юную княжну, Марию Темрюковну. Дочери черкесского князя Темрюка было 16 лет, и вряд ли пределом ее мечтаний было замужество с русским царем. Но они стали «идеальной парой», общими интересами супругов стали пытки и казни.
Мария обладала невероятной, яркой и завораживающей, сказочной красотой. Возможно, такой она казалась на фоне достаточно блеклых внешне славянок. Но как бы там ни было, царь обожал молодую супругу, она вертела им, как хотела. Мария быстро выучила русский язык и осознала то, какой властью обладает.
Если Анастасия неизменно гасила приступы гнева, подозрительности и жестокой агрессии, к которым Иван Васильевич был склонен, то Мария поступала наоборот. Она разжигала и усиленно подпитывала все низменные качества супруга. Мария участвовала в пытках и всегда присутствовала на казнях. Историки полагают, что она «выбирала жертв» в их паре, указывая царю тех, кого следует арестовать и казнить.
Мария родила сына, нареченного Василием. Ребенок умер в 2 месяца. Брак продлился семь лет и был весьма непростым. По свидетельствам современников, после смерти ребенка супруги охладели друг к другу, но их продолжали объединять общие склонности.
Мария заболела и скоропостижно скончалась. Ее смерть – большая загадка. Похоронили ее рядом с первой царицей. Саркофаг Марии разместили слева от гробницы Анастасии.
Супруга третья: Марфа Собакина
Разумеется, все помнят кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в котором самозванец интересуется именем царицы, а та отвечает: «Марфа Васильевна я». Марфа Васильевна Собакина стала третьей царицей. Она прошла очень серьезный «кастинг невест», который изначально проводил сам царь, решивший больше не доверять никому «предварительный отбор».
В Александровскую слободу на смотрины съехались более 2000 девиц. Увидев эту толпу, Грозный передумал и решил провести процесс по старинке, отправив к женщинам бабок-повитух для начала. Сам он соизволил выйти к девицам только тогда, когда их стало 24. Половину Грозный отсеял сразу, а вот остальные 12 приглянулись ему. После долгих раздумий Грозный решил, что Марфа нравится ему больше.
Собакина была красива. Реконструкция ее лица, проведенная по методу Герасимова, красноречиво об этом свидетельствует. Но достаточно ли только красоты для того, чтобы отыскать для себя место в сердце такого человека, как Иван IV? К сожалению, этого Марфа узнать не успела.
Ее брак продлился только пару недель, после чего царица скоропостижно скончалась. Грозный был уверен в отравлении. По подозрению в заговоре арестовали и казнили почти что 20 человек.
Четвертая супруга: Анна Колтовская
Смотрины устраивать ради поиска новой царицы не пришлось. Ею стала фаворитка предыдущих смотрин, дочь дворянина Анна Колтовская. Царь долго колебался, выбирая между ней и Марфой. Почти все в его окружении были уверены в том, что царицей будет Анна, а в семье Колтовских уже «праздновали победу». Но в последний момент Грозный произнес имя Марфы Васильевны.
Как ни странно, Колтовских не обвиняли в отравлении Марфы. Митрополит Филипп оказался в сложной ситуации. С одной стороны, в православии не было принято венчаться более трех раз, а с другой – царь не мог оставаться холостяком. Выход из щекотливой ситуации был найден – брак с Марфой объявили недействительным на основании того, что между ней и царем не было интимной близости.
Став царицей, Анна Колтовская сделала все для того, чтобы расположить к себе мужа. Добившись с его стороны доверия, она начала непримиримую борьбу с опричниной. Чем ей не угодили опричники, доподлинно не известно. Существует версия о том, что Анна мстила за своего жениха. Подтвердить ее или же опровергнуть невозможно. Но возникает резонный вопрос о том, почему она не отравила царя, а пыталась реформировать страну, если мотивом для вмешательства в дела государства стала женская месть.
Анна была женщиной темпераментной. Вероятно, Грозный не был так любвеобилен и хорош как мужчина, как многие думали, потому что Анна завела любовника. Им стал молодой князь Ромодановский. Вероятно, он был очень красив, потому что близости с мужчиной захотела не только Анна, но и сам царь.
Правда Иван IV искренне полагал, что собирается отвести в свои покои некую боярыню Ирину, помогавшую его жене в разных делах, а не молодого парня. Когда обман раскрылся, Грозный пришел в ярость и зашиб юного князя своим посохом прямо в спальне.
Неверную жену он отдал опричникам, но те проявили благородство. Женщину не пытали и не казнили, ее тайно отвезли в монастырь. Постриг Анна приняла под именем Дарьи. Умерла она своей смертью в 1626 году.
Пятая супруга: Мария Долгорукая
Пожалуй, это самая странная и загадочная история из всех, которые случались в жизни Ивана Васильевича. Некоторые историки ставят под сомнение факт этого брака, утверждая, что история о жене, собственноручно утопленной царем – это легенда, которую сочинили в XIX веке с целью очернения личности русского самодержца.
Данных о венчании действительно не сохранилось. Но неоспорим тот факт, что был настоящий свадебный пир, причем праздник был устроен и для простых людей. Наутро царь велел запрячь в сани лошадь и усадил в них Марию, у которой были связаны руки и закрыт кляпом рот. Царя и его новую жену отвезли к одному из прудов в ближней к Кремлю слободе, где он и утопил ее в проруби.
Было это или нет – неизвестно, но Мария исчезла. Кроме этого, род Долгоруких был подвергнут опале, а Иван Васильевич занялся поисками новой жены.
Супруга шестая: Анна Васильчикова
Свадьба состоялась в 1575 году и была невероятно скромной. Ни пира, ни всенародных гуляний, ни выхода «на поклон» к народу у Анны Васильчиковой не было.
Неясно даже то, было ли венчание. Иными словами, Васильчикова считается царицей только потому, что жила в Кремле в покоях, появлялась с Грозным на мероприятиях и в течение года вела себя как полноправная жена. Но как только народ и бояре привыкли к ней и стали считать царицей, Грозный решил, что она для этой роли не годится.
Анну насильно постригли в монахини в Суздале. Прожила она в монастыре мало, скончалась Васильчикова в 1577 году.
Седьмая супруга: Василиса Мелентьева
Этот брак привел в ужас не только митрополита, но и бояр. Не одобрили его и в народе. Василиса Мелентьева не была девицей, она являлась вдовой. Слухи о том, что мужа красавицы отравили по приказу Грозного, были настолько распространены, что остались в истории на столетия.
Василиса была женщиной с характером. Любовницей Грозного она не собиралась быть, и царю пришлось жениться. Это характеризует его как порядочного человека. Ведь никто не мешал ему просто «взять силой» вдову Мелентьеву. Но вместо этого он женился, настроив против себя церковь, бояр и простых людей.
Вероятно, известие об измене супруги стало серьезным ударом для Ивана Васильевича. Лишь своими глазами увидев царицу в объятиях дворянина Ивана Колычева, царь в это поверил. Любовников казнили и закопали вместе, в простой яме.
Супруга восьмая: Мария Нагая
Мария, мать царевича Дмитрия, была последней женой Ивана Грозного. Сына она родила в 1582 году. Царь относился к этой женщине неоднозначно. Одни историки полагают, что она ему надоела и только из-за беременности ее не сослали в монастырь. Но у этой версии есть и противники.
Мария была невероятно красива и совершенно лишена честолюбия. Она была наивна и искренна, не пыталась выжать из царя блага для своих родных и не вмешивалась ни во что. Грозный мог испытывать к ней смешанные чувства, с одной стороны, любить ее как женщину, а с другой, по-отечески опекать.
К примеру, тот факт, что царицу с ребенком отправили от Кремля подальше, может не свидетельствовать о том, что она надоела Ивану Васильевичу, а быть проявлением заботы. Грозный мог беспокоиться за жизнь жены и ребенка, ведь многие из его жен умерли при странных обстоятельствах.
Но маленького царевича убили в 1591 году. Поле этого Мария оказалась в монастыре, приняв постриг под именем Марфы. Грозный царь не смог защитить свою последнюю жену и маленького сына, ведь к тому времени он уже умер.
Много ли у него было любовниц?
Почему-то принято считать, что у Ивана Грозного был чуть ли не гарем, в котором сотни наложниц ожидали его внимания. Однако, если попробовать поискать доказательства любвеобильности Грозного, то придется признать любопытный факт – их нет. Более того, поступок царя в отношении вдовы Мелентьевой говорит о том, что он не был склонен к длительным и серьезным отношениям вне брака.
Но разумеется, вряд ли государь ограничивал себя в разовых, случайных связях. Если бы он был строгим моралистом и верным мужем, то никогда бы не узнал о романе Анны Колтовской и князя Ромодановского. Ведь не захоти он интимной близости с «боярыней Ириной», любовников бы не раскрыли. Это свидетельствует о том, что царь был не прочь поразвлечься вне супружеского ложа.
Можно предположить, что длительных романов у него не было, а значит, и любовниц в привычном понимании этого слова - тоже. Но о количестве случайных связей остается только догадываться, вряд ли их было мало.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?