Война превратила размеренную жизнь миллионов людей по всему миру в настоящий хаос. В период Великой Отечественной войны бесчисленное количество произведений искусства, многочисленные артефакты и сокровища были уничтожены и вывезены из Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Нацисты, в частности, систематически грабили известные музеи. Им удалось вывезти культурные ценности из галерей, частных домов и королевских дворцов. Предполагалось, что многие похищенные шедевры украсят личный Музей фюрера.
После войны некоторые шедевры мирового искусства удалось вернуть и отреставрировать. Многие произведения до сих пор не найдены.
Золото Ямаситы
Ямасита Томоюки был генералом Японской империи. В 1944 году Ямасита был назначен командующим армией, готовившейся к обороне Филиппин. Согласно легенде он по приказу императора Хирохито спрятал золото и сокровища в туннелях на Филиппинах, заминированных взрывчатыми минами, газовыми баллончиками и тому подобным. План, по-видимому, состоял в том, чтобы использовать огромные запасы для восстановления Японии после войны.
В суде Соединенных Штатов филиппинский слесарь Рохелио Роксас утверждал, что он обнаружил часть спрятанного золота в 1970-х годах и что филиппинский диктатор Фердинанд Маркос позже послал силачей, чтобы те выкрали сокровища. Как бы то ни было, тайна золота Ямаситы до сих пор не разгадана.
Золото Роммеля
Больше всего мифов ходит о золоте, похищенном нацистами. В 1943 году, во время немецкой оккупации Туниса, нацисты якобы украли большое количество золота у евреев на острове Джерба. Они отправили золото на Корсику, остров между побережьями Франции и Италии, но оно якобы затонуло во время путешествия с Корсики в Германию.
Это сокровище часто называют золотом Роммеля в честь Эрвина Роммеля, нацистского генерала, который возглавлял кампании террора против еврейского народа в Северной Африке
Окаменелости пекинского человека
В сентябре 1941 года Китай отправил в США двести ранних человеческих окаменелостей, чтобы сохранить их в безопасности на случай вторжения Японии. Однако окаменелости пекинского человека так и не были доставлены.
Некоторые предполагают, что окаменелости были уничтожены. В 2012 году исследователи предположили, что артефакты были захоронены на бывшей базе морской пехоты США в Китае и покрыты асфальтом. К счастью, китайские исследователи сделали слепки окаменелостей до того, как они исчезли, так что ученые все еще могут изучать их сегодня.
"Портрет молодого человека" Рафаэля
Нацисты похитили много картин во время Второй мировой войны. Но одна из самых известных и исторически важных из них пропала без вести - это "Портрет молодого человека", работа уважаемого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля. Нацисты украли картину из Музея князей Чарторыйских в Кракове в 1939 году.
Новым обладателем шедевра стал Ганс Франк, который руководил нацистским генерал-губернаторством в Польше. Во время войны он побывал в Берлине, Дрездене и Линце, а затем вернулся в Краков и повесил картину в Вавельском замке. Но когда американские войска арестовали Франка, в замке произведение искусства не нашли. Картина наряду с другими артефактами, которых насчитывалось более восьмисот, исчезла. До сих пор неизвестна судьба "Портрета молодого человека".
Германское грузовое судно "Минден"
На пути из Бразилии в Германию в 1939 году нацистский корабль "Минден" столкнулся с британским кораблем у берегов Исландии. Согласно легенде, немцы потопили свое судно, чтобы англичане не нашли сокровища, которые находились на борту. Предположительно, это было золото.
Несколько лет назад ученые попытались найти затонувший корабль и предполагаемый золотой тайник. Они смогли определить место крушения корабля, но до сих пор никому не удалось обнаружить там никаких сокровищ.
Янтарная комната
Янтарная комната, спроектированная в начале XVIII века, представляла собой богато украшенный набор стеновых панелей, украшенных янтарем, полудрагоценными камнями и сусальным золотом. В первой половине восемнадцатого века король Пруссии подарил панно Петру Первому.
Когда нацисты вторглись в Советский Союз во время операции "Барбаросса" в 1941 году, Янтарная комната занимала комнату в Екатерининском дворце в городе Пушкине. Полагая, что авторами шедевра являются немцы, нацисты разобрали янтарную комнату и отправили в музей замка в Кенигсберге, Германия (ныне Калининград, Россия). Уникальные панно были смонтированы в одном из залов Королевского замка Кенигсберга, который по размерам был существенно меньше, чем зал во дворце в Царском Селе. Таким образом какая-то часть янтарных панно стала храниться отдельно.
В 1944 году союзные бомбардировки разрушили город, замок-музей и, вероятно, Янтарную комнату, но это не помешало охотникам за сокровищами попытаться найти потерянную комнату.
В целости сохранились некоторые подлинные фрагменты шедевра. Один из таких фрагментов немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты, незаконно увез в Германию в качестве сувенира и передал на временное хранение некоему нотариусу. Впоследствии тот попытался продать часть уникального произведения искусства, но в конце прошлого столетия власти Германии конфисковали ее. В 2000 году фрагменты подлинной Янтарной комнаты — флорентийская мозаика и янтарный комод - были переданы президенту РФ Владимиру Путину.
В начале восьмидесятых годов началось воссоздание шедевра. К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году, процесс был полностью завершен.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?