Мимикрия - феномен, впервые обнаруженный в 19-м веке у бабочек. Некоторые виды бабочек имитируют ос, а другие притворяются, что они ядовитые. Ярое желание выжить породило поражающий камуфляж. Писатель Владимир Набоков наблюдал бабочек, которые до невозможности реалистично мимикрировали под листья - даже воссоздав маленькие дырочки, которые в листьях проедают гусеницы. Какой хищник может оценить это мастерство? "Это искусство, - сказал Набоков. - Природа играет в игру "Обмани меня".
Взгляд французского философа Роже Кайуа на мимикрию был более мрачен. "Почему они заимствуют чужие цвета? - спросил он. - Пытаются себя защитить? Нет, они себя ненавидят".
"Мимикрирующая" женщина
За 40 лет Сидни Шерман, женщина-хамелеон, сделала 500 фотографий и примерила образы почти стольких же самых разных персонажей. Она "мимикрировала" под роковых женщин и байкерш, одиночек и клоунов-убийц. Она воссоздавала на своем лице картины Франсиско Гойи и изображала кормящую Мадонну, бледный труп, который недавно покинула жизнь. Джон Вотерс назвал ее "женщиной, пародирующей женщин". Но сама Шерман сказала это куда проще. Она пошутила: "Я коллекционирую груди", имея в виду протезы, которые она использует в своих работах.
"Неназванные кадры"
Ее первый проект, "Неназванные кадры" (1977-1980), состоял из черно-белых фотографий сцен вымышленных фильмов и был вдохновлен Хичкоком и Антониони. Она использовала особую технику проявки, чтобы фотографии были зернистые и выглядели дешево. Камера следует за женщинами (всех их сыграла Шерман), ловящими попутки в темных аллеях; мы видим их за слегка приоткрытой дверью туалета с ракурса зеркала. И каждую фотографию можно подписать: "Это был последний раз, когда ее видели живой".
Другие проекты
После ее дебютного проекта другие последовали один за одним, и в каждом изображено исследование типа женщин. Синди Шерман имитирует сказочных персонажей, дам в возрасте со слишком большим количеством ботокса в лице, стареющих кинозвезд. Фотография из ее проекта "Журнальный разворот", на которой изображена женщина с короткими волосами, скрюченная на полу, продана на аукционе за 3,9 миллиона $ (около 250 млн руб.) в 2011 году - это мировой рекорд.
"Творчество Синди Шерман определяет искусство фотографии", - сказала о ее работах художница Мэрилин Минтер. Работы Шерман часто критикуются феминистическим движением. По мнению феминисток, у Синди мужской взгляд на изображение женщин. Сама Шерман никогда не обсуждает и не комментирует смысл своих работ, и ее забавляет, когда кто-нибудь находит в них сумасшедшее значение. "Молчание - фирменная подпись Синди", - сказал Дарси Александер, куратор ретроспективы 2012 года.
"Я могу заставить себя работать усерднее, чем любую другую модель"
Единственный аспект ее работ, о котором Шерман не молчит: ее фотографии не автопортреты и не ее фантазии. Она использует себя в качестве модели только потому, что ей так проще. "Я могу заставить себя работать усерднее, чем любую другую модель, и мне не нужно будет общаться с людьми", - сказала она.
В 1985 году Шерман ненадолго исчезла из своего творчества: в серии работ "Фотографии секса" были калейдоскопичные фотографии конечностей манекенов, использованные тампоны и сосисочные оболочки. "Самые несексуальные фотографии секса, которые когда-либо существовали", - написал в своей статье Джерри Сальтз, журналист New York Magazine.
"Инстаграм"-проект
Поначалу фотографии, выложенные Шерман в "Инстаграм", были типичные: фотографии ее дома, совместные фото с другими звездами. Но в 2017 году она начала выкладывать свою новую серию работ - карикатурные селфи, похожие на извращенные мультфильмы.
Хотя Шерман презирает селфи (она называет их вульгарными), ее последняя серия работ, которая полностью отличается от ранее ею созданных, состоит полностью из них. В предыдущих работах в каждой фотографии была своя отдельная четкая история, рассказанная через маленькие детали. Но в "Инстаграм"-проекте Шерман не представляет никакой архетип женщины и не открывает психологические двери. Ее высмеивающие автопортреты карикатурно изображают обычных людей. Это первые протагонисты Шерман; эти женщины не ждут того, что их представят, спасут или уничтожат; они просто являются самими собой. И мы встречаем их через постыдные, искусственные селфи, которые они же и запустили в Интернет.
Знакомьтесь: Синди Шерман
Синди Шерман, 64-летняя женщина, живет в двухэтажном доме. После нескольких длительных отношений сейчас она одинока. "У меня только попугай", - комментирует она. 28-летний ара, которого зовут Мистер Фрида, - идеальный питомец для Шерман - такой же потрясающий пародист, как и она. Он смеется таким же смехом, что и Синди.
В ее доме полно париков, костюмов и частей кукол; вместо обоев у нее обложки классических журналов, а на столе стоят головы манекенов. На диване лежит нижнее белье, временная татуировка и кусок очень кучерявых волос - меркин (парик для интимных мест). "К сожалению, это борода - дешевка!" - говорит она расстроенно.
Шерман - создание, рожденное для "мимикрирования", как бабочка. Имя, данное ей при рождении, - Синтия, но она до сих пор использует его уменьшительно-ласкательную форму - Синди. Она говорит, что "Синди" позволяет ей чувствовать себя "по-американски" и "девочковой девочкой". "Самая милая девчонка района, - написал о ней Кельвин Томпсон в 2000 году (тогда ей было 46). - Взрослая Бетти из сериала "Арчи", я подумал, свежая и дружелюбная, в волосах - песок, ее челка воздушная..."
Комментарий Томпсона показывает, что камуфляж - второе имя Шерман. Она занималась боксом, и ее тренер описал ее как "быструю и агрессивную, словно питбуль".
"Чужая"
Рынок восьмидесятых, заполненный художниками-мужчинами, такими как Шнабель, Салле, заставил Синди пойти на провокационные и отчаянные меры. Она сделала серию фотографий слизи, крови и телесных жидкостей. "Повесите эту блевотину над своим диваном", - прокомментировала она свою работу. Как и "Фотографии секса", в которых были манекены, это было настоящим протестом цензуре.
Шерман родилась в 1954 году, младшая из пяти детей. Самая маленькая разница в возрасте среди ее братьев и сестер была девять лет, и потому Шерман выросла, чувствуя себя чужой для собственной семьи.
"Не то чтобы я им не нравилась... Просто я родилась так поздно, и мне казалось, что я внедрилась в чужую семью", - рассказала она журналу The Guardian в 2011 году. Она наряжалась, чтобы привлечь их внимание. В другом интервью она рассказала: "Мне казалось, что я бегаю за ними и спрашиваю: "Вы меня помните? Не забывайте меня, пожалуйста!" Было легко стереть собственное лицо и нарисовать чужое, может быть, так они меня запомнят".
Но иногда лучше, чтобы тебя забыли. Отец Шерман был расистом и, по ее словам, "мерзким типом", который на старости лет пытал своих сожителей в доме престарелых.
"Бунтарское старение"
Когда ее спрашивают о том, есть ли у нее на примете модели для следующего проекта - "Бунтарское старение", лицо Шерман светлеет: "Мишель Лэми - очевидный выбор!" Лэми - 70-летняя модель, муза и жена дизайнера Рика Оуэнса, которая носит готичные платья и красит свои пальцы и зубы в черный цвет с помощью красителя для овощей.
Шерман достала свой телефон, чтобы показать фотографии Мишель Лэми. Она пыталась разблокировать его, используя распознавание лица, но у нее никак не получалось. Она поднимала и снова опускала свой подбородок, поднимала и опускала брови. В студии стояла мягкая тишина, прерываемая лишь монологом Мистера Фриды. Шерман широко открыла глаза и крепко взяла свой телефон. Она пытается выглядеть самой собой.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?