Современное искусство без скандала - не искусство вовсе. Кто-то сознательно встраивает бурную общественную реакцию в свою художественную стратегию, а кому-то просто везет на шумиху вокруг его работы. Так или иначе, но наблюдать за тем, как художники публично выясняют отношения бывает забавно.
Зачем придумывать самому, если можно взять готовое
Дело было в Софии. Молодая художница и любительница искусства пришла на выставку художника, который умер 76 лет назад и с любопытством рассматривала работы старого мастера. Однако, встретив одну картину, она не поверила своим глазам. На полотне было изображение, удивительно похожее на ее собственный эскиз, который она рисовала для книжной обложки в 2012 году. Иллюстрация, называвшаяся "Камасутра", так и не была использована и художница стала о ней забывать.
И дело не только в авторском праве
Малика Фавр, обнаружившая точную копию своей обложки на выставке в престижной софийской галерее Структура, утверждает, что беспокоит ее в этом вопросе не только нарушение авторского права, но этические проблемы, пронизывающие все арт-сообщество.
Например, осенью 2018 года в бельгийском Генте разразился грандиозный скандал вокруг выставки коллекции русского авангарда. Тогда многочисленные члены арт-мира написали открытое письмо, в котором утверждали, что происхождение многих из представленных работ "вызывает серьезные сомнения". Фактически, через музейное экспонирование главный куратор музея пыталась протащить на рынок многочисленные подделки. Кто получил бы многомиллионные гонорары в таком случае, остается только гадать.
Право на "лево"
В Болгарии произошла история, похожая на бельгийскую. Выставка, проходившая в Софии, была посвящена никогда прежде не представленным работам Болгарских художников, а это значит, что создавалась весьма соблазнительная возможность приписать новые произведения умершим художникам с хорошей рыночной стоимостью. В качестве объекта для манипуляций выбрали Сирака Скитника - одного из наиболее прославленных болгарских художников рубежа XlX-XX веков.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?